Необычная премьера в Михайловском театре Петербурга

68 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Михайловском театре Петербурга состоялась необычная премьера. Зрители увидели «Царя Бориса» в исполнении оркестра эпохи просвещения. Музыкально-литературное произведение было представлено по самой первой редакции "Бориса Годунова".

В таком варианте своё творение не видел даже сам Мусоргский. На уникальном спектакле побывала наш корреспондент Ольга Князева.

В Михайловском дают «Годунова». Но это не только лишь опера и не просто спектакль. Как гордо признаются создатели, постановка активно борется с жесткими жанровыми законами. При этом оставаясь консервативной ведь в основе нетронутый оригинал Мусоргского. И это не единственный сюрприз от Царя Бориса. За дирижерским пультом маэстро Владимир Юровский, а за движением его рук внимательно  следят британские и российские музыканты. Создатели нового Годунова словно возвращают партитуре жизнь, которую ей так и не удалось прожить. Первую редакцию не слышал даже сам  Мусоргский. Оперу сразу закрыла цензура.

Владимир Юровский, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра: «Это смешанный оркестр, экспериментальный оркестр, который взял на себя миссию первого исполнения этого представления на тех инструментах, которых было написано, до нас этого не делал никто».

К этим флейтам, кларнетам и тромбонам  даже прикасаться страшно. Некоторые со дня на день отпразднуют двухсотлетие. Им вреден сухой воздух, но в Петербурге оказывается с этим проблем нет. Здесь же все время дожди. Но музыканты лондонского «оркестра эпохи просвещения» на других инструментах и не играют: старинные оригиналы или реплики, и никаких ноу-хау.  Говорят, если опера написана в середине 19 века, то и струнные и духовые  должны быть ровесниками. Звучание и правда, совершенно особенное:  легкое и камерное,  а не симфоническое, как любят говорить музыканты. Дань старинным традициям. Впрочем, и голоса подстать. Сергея Лейферкуса  называют последователем Шаляпинской школы. А он  признается, перед премьерой переживает как мальчишка, царем Борисом он стал впервые.

Дирижер Владимир Юровский проделанную  работу сравнивает  с археологическими раскопками.  Спустя почти полтора века создатели постановки  филигранно собирают воедино  замысел композитора. И дарят зрителям не только волшебную музыку. Эпиграфами  к каждой сцене стали выдержки из  текста, о котором уж точно все слышали, но немногим  удавалось дочитать. Карамзин. "История государства Российского".