Мюзикл о Герберте Цукурсе в Латвии стал поводом для судебного разбирательства

49 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Но вовсе не потому, что на сцене прославляется нацистский палач, что было бы логичным, после большого скандала, который спровоцировала постановка. Спор разгорелся между продюсером и автором либретто.

Последняя - одумалась. Стыдно ей стало за собственное сочинение, хочет убрать его с подмостков. Но раз такая принципиальная, парирует продюсер, должна бы гонорар вернуть. Пока разбираются - палач поёт свои песни. Наш корреспондент Елена Норкунайте убедилась - мюзикл идёт, и поддерживается в том числе таким, негативным пиаром.

За тобой должок, -  так продюсер скандального мюзикла начал судебное разбирательство против автора текстов о Герберте Цукурсе. Вероятно, потому что поэтесса Андра Манфелде зачастила с выступлениями в прессе об аморальности постановки. И принципиально игнорировала бывшего работодателя.

Юрис Миллерс, продюсер мюзикла: «Всего было три предложения, которые  позволяли найти выход без судебного разбирательства. Но она на письмо не ответила. И у меня не было других вариантов, кроме как обратиться в суд».

Представитель поэтессы парирует, у его клиента тоже не было другого выхода.  Манфелде отказали в помощи многие адвокатские конторы, ссылаясь на бесперспективность дела. А дело-то, оказывается,  вовсе не юридическое,  - у литератора просто проснулась совесть.

Илларион Гирс, адвокат Андры Манфелде: «Безусловно, это дело мы используем, чтобы донести мысль о том, что у русских и латышей есть общие ценности, - и это совесть, когда она совпадает, - мы вместе».

Премьера мюзикла состоялась в октябре, а совесть проснулась гораздо раньше, - еще весной.

Юрис Миллерс, продюсер мюзикла: «Она запретила свои тексты использовать,  когда композитор уже приступил к написанию музыки на её слова. При этом сама объяснила, что мюзикл будет разжигать национальную рознь. Она стала пытаться это увязать с войной на Украине и с какими-то другими глобальными вещами».

Но на афишах ее имя, да и по законам жанра Манфелде сделала из Герберта Цукурса, - славного парня. Все-таки мюзикл подразумевает воспевание главного героя. Тогда как его  исторический облик - хоть и талантливый авиаконструктор, но - нацистский палач. Известно, Герберт Цукурс добровольно вступил в карательное подразделение  Арайса, которое  в 1941 году занималось массовыми убийствами евреев на территории Латвии. В Румбуле, под Ригой нацисты расстреляли более 25 тысяч человек. По воспоминаниям очевидцев, Герберт Цукурс лично убивал отставших от колонны.

По сути, даже хозяйственный спор между поэтессой и продюсером приобрел скандальный характер. Ведь обе стороны судебного процесса используют имя Герберта Цукурса, - каждый в своих интересах. Продюсер, скорее всего, ради дальнейшего продвижения скандального мюзикла, поэтесса, вероятно, чтобы спасти репутацию. Женщина явно недооценила общественный резонанс, сочиняя вирши, фактически про международного военного преступника.

Сама Андра Манфелде обрела бешеную популярность в Латвии после выхода автобиографического романа  «Игла», о девочке-наркоманке. Она публично рассказала о своей прошлой жизни, и довольно часто устраивала встречи с читателями, чтобы предостеречь от роковых ошибок. Открыто выступала за творчество без наркотиков. Вероятно, новая роль в обществе так увлекла поэтессу, что она сама забыла об осторожности. Иначе, как объяснить ее последний творческий союз. Сейчас уже известно, тексты и либретто Манфелде сочиняла по устной договоренности, никакие документы заранее не подписывала. Но 500 евро взяла.

Теперь же Андра Манфелде публично призывает бывшего работодателя отказаться от постановки, обращается в комиссию по защите авторских прав, однако деньги за свой писательский труд возвращать не хочет. И в суде не появляется, ссылаясь на чрезвычайную занятость, - сейчас она воспитывает новорождённую дочь.

Как бы то ни было, судебный процесс, вероятно, никак не повлияет на судьбу самой постановки. Несмотря на осуждение и мировой общественности, и многих  представителей власти, мюзикл о рижском палаче пока так никто и не запретил.