В Брюсселе окончательно попрощались с "Южным потоком"

96 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Брюсселе окончательно попрощались с "Южным потоком". Чиновники от энергетики стран-участниц несостоявшегося проекта, собрались, чтобы обсудить новую газовую стратегию. Альтернативой "Потоку" станет "Южный коридор".

Предполагается, что поставщиками станут Азербайджан, Туркменистан и возможно, Ирак. Участники - Казахстан, Грузия, Турция. Есть несколько "но". Во-первых, политическая и даже местами военная нестабильность. Во-вторых, явные разногласия среди участников проекта. И, наконец, - цена. По самым скромным подсчётам - 45 миллиардов долларов. И это в кризис. Наш корреспондент Виталий Чащухин о невесёлом саммите.

Перед началом своего энергетического саммита европейские министры хранили гробовое молчание, точно здесь намечались поминки по "Южному потоку", о гибели которого, в том числе, благодаря усилиям еврочиновников, было объявлено уже девять дней назад. Но оказалось, Брюссель так затаился для нанесения ответного удара: главным "приоритетом" для ЕС теперь становится альтернативный и тоже Южный - "газовый коридор". 

Марош Шефчович, Еврокомиссар по делам Энергетического Союза: "Первый газ по "Южному коридору" из Каспийского региона должен поступить в Европу к 2019 году. Для этого нам нужно изучить возможности упрощения политических и бюрократических преград при реализации этого проекта, а также оказать содействие в решении насущных проблем участникам за пределами Евросоюза". 

Европа принимает вызов и вступает с Россией в новую газовую конфронтацию. "Южный" коридор, а не "поток" называют революционным "проектом века" по доставке в Европу газа с месторождений Каспийского моря. И если посмотреть на список участников - Казахстан, Грузия, Азербайджан, Туркменистан, Турция. Конфликт геополитических интересов с Москвой очевиден, но пока его скрывают под ширмой рядовой диверсификации.  

Клаудио де Винченте, замминистра экономического развития Италии: "Украинский кризис подтвердил необходимость дальнейшей диверсификации путей доставки энергоресурсов в страны Евросоюза. Поэтому мы и рассматриваем возможность создания этакого "энергомоста", в том числе, из Южного Средиземноморья для диверсификации поставок энергии".

После закрытия «Южного потока» конкурентное поле для этого "коридора" только кажется зачищенным, но сдерживающие факторы России никуда не делись, как и "подводные" течения на этом каспийском дне: от финансирования до влияния на экологию и разграничения шельфа, что, по мнению специалистов,  является основной преградой для строительства Транскаспийского газопровода. 

Маттиас Дорнфельд, политолог: "Южный коридор", конечно, будет развиваться. Но вот, например, входящий в него проект "Набукко" был плохо продуман и мы погорели на собственных же санкциях в отношении Ирана, мы теперь не можем импортировать его газ. О туркменском голубом топливе не может быть и речи, а все остальное, что было запланировано, например, газ из курдских автономных республик, будет поглощено Турцией, которая очень заинтересована в своей роли нового поставщика газа в Европу. Но с другой стороны, даже этот проект показывает, что такие транзитные поставщики, как Украина, полностью себя дискредитировали".

Сегодняшняя концепция "Южного газового коридора", то есть, по существу фантазия - сомнительная с точки зрения реализации  - это такая быстродействующая, но ничего не решающая пока пилюля успокоительного для тех стран, которые были партнерами российского газового проекта - Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии. 

Многомиллиардные убытки и упущенная газовая выгода напрямую коснулась восемь государств - это почти треть Евросоюза. Брюссель даже не думает им ничего компенсировать и конкретных решений для их энергобезопасности на ближайшее будущее у еврочиновников тоже – нет.

Министров этой "восьмёрки" сегодня лишь собрали на неформальную встречу, перед которой хотя бы надежде - не давали умереть.

Зигмар Габриэль, Министр экономики и энергетики Германии: "Конечно, для южной Европы этот проект был важным, и я надеюсь, что мы еще сможем вернуться к переговорам. Мы должны надеяться, что их удастся возобновить, если отношения между Украиной, Россией и Евросоюзом в ближайшее время стабилизируются. Но на решение российского правительства мы не в силах повлиять".

Но постпред России в ЕС уже дал понять: предмета переговоров больше нет. И всё, что смогли предложить в Брюсселе бывшим участникам "Южного потока" на закрытом для прессы обеде - объединиться в "рабочую группу". Чем "министерская восьмерка" и воспользовалась, поручив Еврокомиссии запросить, наконец, от Москвы разъяснения по поводу закрытия проекта, то есть перестать ссылаться на публикации в СМИ.