Власти Польши в очередной раз воюют с мёртвыми
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Чиновники Малопольского воеводства не разрешают установить памятник на городском кладбище Кракова. Монумент посвящается красноармейцам, погибшим в плену.
Для поляков - это неудобная страница истории. Во-первых, она напоминает о лагерях смерти, которые впервые появились в Европе не при немецком фашизме, а в "демократической" Польше. Во-вторых, речь может идти о настоящем геноциде русскоязычных. По некоторым оценкам, за колючей проволокой погибли около ста тысяч узников. Наш корреспондент Игорь Максименко - о нежелании ворошить прошлое.
"История как гвоздик: на нее можно повесить все, что угодно!" – знаменитый афоризм Александра Дюма пользуется большим успехом у всякого рода интерпретаторов и фальсификаторов истории. Польские власти, похоже, поднаторели в деле переписывания страниц прошлого. Скандал с не построенным еще памятником советским военнопленным в Кракове – лишнее тому подтверждение.
На Раковицком кладбище в Кракове длинный ряд посеревших крестов. Имен на них нет, только дата смерти - 1919-й-20-й годы, и приписка – «большевик». Это место упокоения русских военнопленных, погибших в конлагерях периода советско-польской войны. Какого-либо знака в память об этих людях не установлено. Польские власти даже говорить об этом не желают.
Владимир Мединский, Министр культуры РФ : «Мы получили официальный ответ. Глава польского воеводства против установки памятника советским военнопленным, которые погибли на территории Польши. Хотя на самом деле - это не памятник, а мемориальный знак на кладбище. Есть ли более святое дело, чем установить мемориальный знак на кладбище, где хранятся тысячи и тысячи наших военнопленных.
Эту часть своей истории в Польше вспоминать не любят. И умело манипулируют самим определением «польские концлагеря». На всех без исключения уровнях власти утверждают, что так можно называть только созданные фашистами «фабрики смерти». Будто бы лагеря 20-х годов, в которых за колючей проволокой, в нечеловеческих условиях содержались более 100 тысяч военных и гражданских лиц, были санаториями. Еще один повод для яростных споров – оценка численности погибших.
Дмитрий Спивак, историк : «По российским оценкам из них погибло около 50 тысяч, по польским – вдвое меньше».
Научному сообществу известна такая тенденция польской историографии, как преуменьшение числа жертв этих лагерей. В Польше уверяют - узники гибли не о того, что их регулярно избивали, лишали пищи, сна, медицинской помощи, а потому, что были эпидемии и холода.
На официальном уровне Варшава заявляет: число жертв лагеря под Краковом было незначительным и если и создавать монумент, то в другом месте, где погибло несравненно больше советских пленных.
Одним этим предложением польские власти, сами того не желая, признали существование лагерей смерти.
Дмитрий Спивак, историк: «Польская общественность не возражает против памятника в Раковицах. Мэр Кракова правда настаивает на том, что не надо делать огромный мемориал, это может быть простой православный крест. А мемориал сделать под Варшавой, на Рашинском кладбище».
Эскиз памятника уже готов. Российское военно-историческое общество начало сбор пожертвований на его создание. По замыслу скульпторов его основу составит общий и понятный для всех верующих людей знак.
Владислав Кононов, пресс-секретарь РВИО: «Крест – это христианский символ, это символ упокоения. И то, что два года спустя после октябрьских событий 1917-го года, молодые люди были в Красной армии, немножко другой идеологии, это не о чем еще не говорит. Мы все рабы Божьи. Поэтому крест – это всеобщий символ».
Когда памятный знак будет установлен, и в каком месте – сказать сложно. На польские власти никакие аргументы пока не действуют – даже то, что установка памятного знака может стать важным шагом к историческому примирению двух стран. Налицо сомнительная со всех сторон польская политика, для которой сегодня характерен антироссийский дух и защита «доброго имени Польши» любой ценой.
Владимир Мединский, Министр культуры РФ: «Бюрократическое словоблудие. То, что надо разобраться, сверить списки, уточнить, поискать источники, что там были похоронены люди разных национальностей. Да разных. Там вместе лежат русские, украинцы, люди всех национальностей населявших тогда российскую империю».
Странно и то, что российская инициатива по установке памятного знака, не нашла поддержки в Белоруссии и на Украине. Ведь в этих лагерях уничтожались не только большевики и белогвардейцы, но и жители оккупированных армией Речи Посполитой белорусских сел, участники украинских национальных формирований. Наши соседи предпочитают об этом не вспоминать.
Равно как и в Варшаве не помнят, что за священным для Польши мемориалом в Катыни, без громких слов ухаживают простые русские люди, жители Смоленской области.