«Южный поток» меняет направление

125 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Первая новость большинства зарубежных СМИ - решение России о повороте «Южного потока». Накануне в Анкаре Владимир Путин назвал такую меру вынужденной - из-за противодействия ЕС, и даже посоветовал Болгарии добиваться возмещения многомиллионных потерь от Еврокомиссии.

Эксперты неоднократно подчеркивали, что именно Европа вместе с Вашингтоном буквально требовали от Болгарии остановить «Поток». В Брюсселе 9 декабря уже запланировано экстренное заседание. Участники проекта - а кроме России партнёрами выступали Италия, Франция и Германия - вынуждены подсчитывать убытки. Но особое недоумение сегодня вызвала реакция официальной Софии. По заявлению болгарского МИДа «отказ от реализации проекта «Южный поток» - показатель того, что Россия не намерена соблюдать законы, которые существуют на территории сообщества». Получается - строить не разрешили, Россия не строит, Россия виновата. Кто на самом деле стоит за болгарским запретом, и к чему приведёт поворот «Южного потока», рассказывает наш корреспондент Игорь Максименко:

«Собрались овцу пасти, да забыли ее приобрести», - старая болгарская пословица, видимо, не известна политику Росену Плевнелиеву. Иначе трудно объяснить действия болгарского президента, громогласно не пустившего на территорию своей страны «Южный поток» - мощный газопровод, по которому «голубое топливо» должно было идти в Европу из России. Первой страной, которая могла это самое топливо напрямую получать, значилась Болгария. Но теперь это в прошлом. Проект «Южный поток» закрыт.

Болгария не выдала российским компаниям разрешение на ведение работ по строительству газопровода на своей территории. Причина: «проект не соответствует европейскому законодательству, которое предусматривает, что оператор и пользователь инфраструктурных объектов должны быть разведены». Еще одна придирка: проект якобы противоречит нормам третьего энергопакета Евросоюза. Их суть в том, что «Газпром» должен своей собственной трубой делиться с другими поставщиками. Но дело в том, что соглашения по «Южному потоку» подписаны еще в 2008 году, до введения злополучного европейского закона. Кстати, новых поставщиков с того времени не прибавилось. Ко всему прочему Брюссель летом потребовал сменить подрядчика, компанию Геннадия Тимченко, которого Америка внесла в черные санкционные списки. Проект из стратегически важного и экономически успешного превратился в механизм политического давления.

Откуда растут ноги у этой истории, догадаться легко. Европа вместе с США всеми силами пытается «перекрыть кислород» России, наказать ее «за Украину», сделать ее второстепенной стороной в любом вопросе. При этом часто игнорируются подписанные договоры, не обращается внимание на уже вложенные партнерами средства.

Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации: «Для Европы это будет серьезным уроном. Страны Европы теряют деньги от транзита российского газа. Европа будет конечно менее энергозависима от России. Но вопрос – от кого она тогда будет получать энергию? Ведь США, которые клялись и божились, что заменят Россию на рынке энергоносителей, пока не сделали никаких конкретных предложений».

Те, кто осмеливается поднять голос в защиту не то чтобы Москвы, а своих собственных интересов, жестко одергиваются. На маленькие бедные страны, вроде Болгарии, Сербии, Словении, Хорватии, крупные европейские игроки оказывают мощное давление. Сербии, например, в открытую заявили, что вопрос о ее вступлении в Евросоюз будет рассмотрен только после того, как она присоединится к санкциям против России. Впрочем, в Москве понимают, что надежных партнеров и так почти не осталось.

Болгарию сначала принуждали к перекрытию «Южного потока», запугивая сокращением финансирования. Потом еще и «спецкоманду» из США подключили – в лице известного недруга России Джона Маккейна и группы американских сенаторов. Их закрытая встреча с болгарским правительством, по мнению наблюдателей, стала решающей.

Кстати, в Болгарии до сих пор с ужасом вспоминают зиму 2008-2009 годов, когда Украина развязала очередную энергетическую и транзитную войну. Население, половина которого проживает в панельных, плохо изолированных домах, тогда едва дождалось весны, замерзая в неотапливаемых квартирах. Из-за дефицита топлива на предприятиях местная промышленность едва не встала. Но, даже рискуя вновь повторить этот дурной сценарий, потенциальные газовые партнеры нас к себе так и не пустили. Хотя «Газпром» уже был готов приступить к работам по возведению морской части газопровода. Болгарский народный фольклор и про это решение своего правительства нашел меткую поговорку: «Кому служу, тому и пляшу».

Владимир Путин, президент РФ: «Мне мои болгарские коллеги всегда говорили что проект им очень важен и они его будут, несмотря ни на что, реализовывать. Если Болгария считает себя суверенной страной, пусть у Евросоюза потребует компенсации за недополученную прибыль».

В иностранной прессе отказ России от строительства «Южного потока» называют началом «очередной газовой войны» - об этом пишет лондонская «Таймс», добавляя, что это решение негативно скажется о поставках газа в Европу.

Немецкая «Ди Прессе» предупреждает и сетует: "Если осенью не произойдет сближения позиций ЕС и России, есть опасность, что зимой разразится новый газовый кризис. Но ввиду недавних санкций против России едва ли приходится рассчитывать на скорую разрядку ситуации". Откровенно разочарованы закрытием проекта и в Сербии

Александр Вучич, премьер-министр Сербии: «Это плохая новость для нашей страны. Сербия нисколько не способствовала такому решению. Почти семь лет она вкладывала много работы и труда в этой проект. Полагаю, этот проект был хорош для Сербии, мы не отказывались от него и под самым жестким давлением, но мы расплачиваемся за конфликт больших стран».

России эта стройка обошлась уже почти в 5 миллиардов долларов. Но потерянными эти деньги назвать нельзя. Трубу, которую хотели направить в сторону болгарской Варны, повернут к турецкому берегу. Наш южный сосед может стать крупнейшим посредником по продаже российского газа. Кто первым начнет подсчитывать барыши, а кто кусать локти станет ясно совсем скоро. Когда в Еврокомиссии вспомнят, что 50% доли в Южном потоке принадлежало Италии, Франции и Германии. Тем странам, которые зачем-то сами блокировали его реализацию.