Проект «Южный поток» закрыт, участники подсчитывают убытки
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Закрытие проекта "Южный поток" срывает многие планы. Австрия ждала российский газ уже в 2016 году. Сама Болгария нуждается в российском топливе, но выбрала модель поведения, навязанную Западом.
В проект вложено уже почти 5 миллиардов долларов. И из-за позиции одних - подсчитывают убытки другие. Южный поток - это не только российский проект, деньги вкладывали Италия, Франция и Германия. Наш корреспондент Екатерина Иванова - о политическом эгоизме:
7 декабря 2012 года. Анапа. Символическая сварка первого стыка газопровода «Южный поток». Эти кадры уже вошли в историю. На трубе изображены флаги России, Германии, Франции, Италии. Партнеры не скрывают ликования. Масштабный проект – 63 миллиарда кубометров голубого топлива в год. Сразу семь стран, которые получают прямой доступ к газу - Болгария, Сербия, Венгрия, Хорватия, Словения, Италия, Австрия. Грандиозная презентация свидетельствует о больших планах на светлое и теплое будущее.
Это, кажется, ирония судьбы, но камнем преткновения стала именно Болгария. Страна, которая как никто другой зависит от поставок российского газа. Жители до сих пор с содроганием вспоминают холодную зиму 2008-2009, когда Украина развязала очередную энергетическую войну. Отсутствие тепла в квартирах, дефицит топлива на предприятиях, промышленность едва не встала. Видимо, потому София так отчаянно сопротивлялась давлению Запада. Впрочем, бедную страну всегда можно найти способ уговорить. Сначала ЕС пригрозил урезать финансирование. Потом с визитом нагрянули сенаторы из США. Среди них и американский «ястреб» Джон Маккейн. Эксперты не сомневаются – эта закрытая встреча с правительством Болгарии стала решающей. 8 июня премьер Болгарии объявил о приостановке проекта. Москва, в свою очередь, продолжала строить. Несмотря ни на что. В середине декабря «Газпром» даже готов был приступить к работам по возведению морской части газопровода. Вот только партнеры нас к себе так и не пустили. В ответ «Южный поток закрыли».
Эта стройка, и так обошлась почти в 5 миллиардов долларов. Вкладывать дальше непонятно на каких условиях не имело смысла. Тем более что вложенные средства с таким же успехом будут работать на проект с Турцией. А ведь наш газ ждали. Вена рассчитывала на первые поставки уже в 2016. Балканские страны и вовсе присвоили проекту статус национального значения. Палки в колеса Еврокомиссия начала вставлять год назад. Сначала придрались к тому, что проект якобы противоречит нормам Третьего энергопакета ЕС. Суть в том, что «Газпром» должен делиться своей же трубой с другими поставщиками. А если их нет? Да и соглашения по «Южному потоку» были подписаны еще в 2008 году — то есть до введения в действие злополучного законопроекта. Летом легенда поменялась. Брюссель требовал сменить подрядчика, компанию Геннадия Тимченко. Америка внесла предпринимателя в черные списки. Так экономически успешный проект, а кроме того и стратегически важный, превратился в механизм политического давления. Бизнес и энергобезопасность Европы отошли на второй план. Тем более что у Германии, главного потребителя нашего топлива, уже есть «Северный поток». Мнение младших соседей мало кого волнует. Зато у Вашингтона появился шанс выйти на европейский рынок. На фоне сланцевой революции цена на газ внутри страны упала, сырья с избытком, а продавать пока некому. Вот только старый Свет, вряд ли, выиграет от заокеанских поставок. Да и Киев – партнер с сомнительной, мягко говоря, репутацией. Так что, по словам экспертов, о бойкоте, объявленном России, Европа еще не раз пожалеет. Участники проекта - Италия, Франция и Германия – их доля в «Южном потоке» 50 %, уже начинают подсчитывать убытки.