В Новосибирской области восстанавливают советский самолет
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Новосибирской области конструкторы-энтузиасты взялись за почти невыполнимую задачу. Они восстанавливают советский самолет ТУ-104, который почти полвека простоял в ангаре без движения.
Лайнеру требуется серьезная реконструкция и полная замена деталей и механизмов, ну а цель инженеров - вновь подарить небо легендарному самолету. Наш корреспондент Алексей Гамзов продолжит.
С виду – самолет, по сути – склад. Таким он был долгие годы. Пока его не увидела Мария Карманова - сотрудник Института математики Сибирского отделения Академии наук.
Мария Карманова, реставратор: «Стало интересно узнать, как он устроен, и сделать его лучше. Чтобы был он не в том состоянии, в котором я его застала, а в состоянии наиболее близком тому, в котором он прилетел сюда».
Тогда, в 1978-ом, этот «борт» прилетел сюда своим ходом и сел на короткую грунтовую полосу аэроклуба. Никакой современный авиалайнер не способен повторить такое без риска разбиться. Пассажирский Ту-104 переделан из военного самолета, бомбардировщика Ту-16, поэтому запас прочности у него гигантский. Этот борт построен в 1958 году, 20 лет нещадно эксплуатировался, 36 лет простоял после этого здесь, в бердском аэроклубе без должного ухода и все еще хорошо выглядит.
Сначала Мария трудилась в одиночку. Перечитала гору технической литературы, начала розыск приборов. Оказалось – в интернете есть всё. Марии удалось «зажечь» других любителей авиации. Теперь ей помогает множество людей – кто советом, кто лишней деталью, а кто и личным участием.
Елизавета Вегнер, реставратор: «Некоторые тяги у нас еще сохранились, поэтому, когда я вращаю штурвалом, элероны на крыле у нас двигаются».
Сначала реставраторы просто хотели привести самолет в приличный вид, самое большее – открыть тут музей. Но потом, изучив матчасть, поняли: лайнер можно снова поднять в воздух. Для непродолжительных полетов на небольшой высоте не нужно восстанавливать всё: можно обойтись без герметизации салона, навигационной системы, радара – и даже шасси убирать не обязательно. Главная проблема – оригинальные двигатели. На «тушке» их просто нет.
Илья Аксарин, реставратор, пилот-любитель: «Двигатели сейчас такие найти возможно. Я даже знаю, где их можно найти, но, к сожалению, они также по 35 лет без эксплуатации. Работы гораздо меньше, чем могло бы быть, спасибо конструктору Туполеву за простую, надежную конструкцию».
Самолет постепенно оживает: все больше систем функционирует, приборы уже на месте.
- Сейчас преобразователь выключится. Можно услышать характерный звук работающего гироскопа. Илья с товарищами недавно восстановил до летного состояния Ми-1, первенца отечественного вертолетостроения, а до этого помогал реконструировать самолеты времен войны. В Новосибирске это дело поставлено на широкую ногу, здесь уже вернули в небо два десятка аппаратов времен Второй мировой: истребители, штурмовики, транспортники. Так что у легенды советского неба, Ту-104, есть все шансы снова встать в строй.