В Эрмитаже открылась выставка для тех, кому каждую ночь снятся сны

80 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

У петербуржцев появилась редкая возможность вникнуть в творчество дадаистов. Это художники-сюрреалисты начала прошлого века, которое изменили само понятие "искусства".

В Эрмитаже впервые представили коллекцию израильского музея - больше ста работ, которые дерзко бросили вызов традициям. Наш корреспондент Ольга Князева искала потаённый дадаистический смысл.

Выставка временная, зато коллекция одна из лучших в мире. Ею с Эрмитажем поделился Музей Израиля.  В залах генерального штаба теперь  правит бал  сюрреализм дадаистический  – произнести сложно, объяснить, кажется, еще сложнее. Впрочем,  искусствоведы советуют здесь больше смотреть, и меньше  думать. Исключение разве что, вот эта картина.

Джеймс Снайдер, директор Музея Израиля: «Вот эта картина, например, Рене Магритта. Это ведь не совсем сюрреализм, вы видите огромный каменный остров, замок, но какой глубокий смысл здесь. Это и желание любого из нас строить воздушные замки, и стремление к мечте, которая есть у каждого. Ко всему прочему,  у этой картины потрясающая история создания». 

История о том, как друг художника жил в одном из бедных кварталов  Нью-Йорка, открывал окно по утрам и видел перед собой скучную кирпичную стену другого дома. Его охватывала тоска, он  рассказывал о ней в письмах Рене Магритту, а тот   переносил на холст каждую эмоцию. Спустя полвека  Замок в Пиренеях  стал главной  картиной первой в России выставки дадаистических сюрреалистов.

Михаил Дединкин, куратор выставки: «Ну, вот в то время из наших коллекционеров не мог никто это собирать, а сейчас уже поздно, это уже не эпатаж а очень дорогое искусство и приобрести это на временной основе мало вероятно для Эрмитажа».

Это искусство появилось  как реакция на последствия  первой мировой. Художники заявляли: все, что мы создаем  так же бессмысленно, как  мир, в котором убивают  в борьбе за власть. В таком мире даже  писуар  можно выставить в музее, главное назвать правильно - фонтаном. Так поступил француз Марсель Дюшан. А еще он поставил велосипедное колесо на табурет. Дадаисты всегда охотились за новыми  формами, кисти и краски в руки брали редко. Они были по-настоящему новаторы в некоторых деталях. Использовали печатные материалы, вырезали каждую букву, это все вместе и коллаж и монтаж.

Эта выставка для тех, кому каждый день снятся сны – шутят искусствоведы. Цветные и чёрно-белые, яркие и совсем туманные, как будто кистью едва провели по холсту. Кстати, несколько картин, так и создавались. Художники входили в транс и бессознательно водили карандашом по бумаге. А потом пытались разглядеть на ней изображение. Теперь искать форму  и угадывать содержание предлагают гостям Эрмитажа.