Теперь наш канал доступен в MAX
Присоединяйтесь, не теряйтесь!

В Приморском крае время собирать шишки

1 701 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Тайга близ села Мельничное, что находится в Приморском крае - яркий пример правильного лесопользования. Местные жители там не рубят лес, но получают с него приличный доход - собирают кедровый орех.

В урожайный год, как этот, в лес выходят всей деревней. Наш корреспондент Максим Годун узнал, сколько стоит мешок шишек:

На севере Приморского края по утрам уже морозно. Техника заводится с трудом. Не с первого раза. А впереди у бригады промысловиков еще километры непролазной тайги. В этом сезоне кедровые леса дали рекордный урожай. Старожилы говорят, такого не было почти 10 лет. Шишки собирают и вывозят мешками.

В Мельничной промысловой бригаде 50 человек. В основном жители окрестных городов. С работой там туго, а здесь живые деньги. Один мешок кедровой шишки можно сдать за 750 рублей. Грузят и возят с утра до вечера.

Работа промысловиков действительно тяжелая. Только один мешок кедровых шишек весит около 30 килограммов, а за день каждый из них приносит таких больше десятка, но усилия того стоят. Месячная вахта, здесь в лесу, будет кормить семью почти всю зиму.

Один рейс вездехода – 4 часа. Всего от базы в тайге расходятся три маршрута. Техника идет по минерализованным полосам. Их проложили для защиты от пожаров. Чтобы не допустить распространения огня. Дорогой это назвать сложно – так, направление. Но трудностей промысловики не бояться.

Николай Шкиндер, промысловик: «Надо будет, будем и в снегу ее выкапывать. Деньги нормальные».

Условия в тайге спартанские. Электричество от генератора на несколько часов в сутки. Готовить пищу приходится на огне. Чтобы согреться, топить печку. Расслабляться некогда. Работа идет ударными темпами. Но не все в бизнесе гладко. Шишку мало добыть и переработать, нужно позаботиться и о сбыте. Выгоднее всего продавать кедровый орех в Китай. Внутренний рынок рекордных объемов переварить не может. Но получить лицензию на экспорт – большая проблема.

Олег Юшкин, председатель правления охотхозяйства «Сидатун»: «Та продукция, которая готова к отправке на экспорт, при наличии экспортной лицензии, что у нас сегодня пока не очень хорошо получается, эта продукция уже на складе сегодня в Мельничном. Она переработана, высушена».

По мнению промысловиков, слишком много согласований. Сейчас документы застряли в высоких кабинетах. Пока чиновники решают «разрешить или запретить», урожай может и испортиться, а предприятие прогореть. Удивительно, ведь по мнению экологов, такое лесопользование можно считать образцовым и должно всячески поддерживаться.

Евгений Лепешкин, руководитель лесной программы Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы: «Здесь мы видим другую, положительную сторону медали. Такое комплексное устойчивое природопользование сохраняет экосистему и позволяет ее использовать в течение всей ее жизни».

Доставлять шишки из тайги сложно - занимают слишком много места. Поэтому орехи добывают прямо здесь в тайге. А уже после везут на вездеходах на склад в поселок.

Из 5 мешков шишки получается 1 мешок орехов. За одни рейс, а это 4 часа по бездорожью – два «танка» вывозят 15 тонн. В поселке - склады, сушилка. Сюда свои мешки с шишками может привезти и продать любой желающий. Местные жители собирают кедровый урожай по округе. Полезно и для здоровья и для кошелька.

Геннадий Рылев: «Больной, ноги больные, спина болит, рука болит, раковое заболевание… Инфарктик прихватил… А в тайге лечусь я. Стало легче и дышать. В тайге всегда легче дышится».

В районе шишка - практически единственный источник дохода. Один человек в хороший день может заработать семь тысяч рублей. Семья – двадцать одну тысячу. Отказываться от легких денег никто не хочет. Работа на предприятии идет без выходных с рассвета и дотемна. Местные жители говорят - только тайга и кормит.