Легендарному вратарю Льву Яшину сегодня исполнилось бы 85 лет

738 0

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Сегодня особый день для любителей футбола - исполнилось бы 85 лет одному из лучших вратарей в истории - Льву Яшину.

Его высоко ценили на Западе - мадридский Реал предлагал чистый чек - контракт с непрописанной суммой. Яшин остается единственным вратарем в истории и единственным русским, получившим Золотой мяч - награду лучшему футболисту мира. Был на особом счету Яшин и на Родине. Ему разрешали выступать за сборную СССР в свитере с эмблемой клуба - Динамо. Но наш корреспондент Виталий Втулкин вспомнил и о сложных периодах в жизни кумира миллионов.

Вот так: от любви до ненависти один чемпионат мира. В Чили. Туда сборная СССР летела фаворитом. Еще бы: до - были золото Олимпиады, победа в первом в истории розыгрыше Кубка Европы. После него, кстати, на торжественный прием в честь наших футболистов зашел Президент мадридского Реала Сантьяго Бернабеу. Всем подарил часы. Почти всех звал к себе искушал конкретными, немыслимыми советскому человеку суммами. Последним, к кому подошел, был Яшин. 

Владимир Кесарев, защитник "Динамо" Москва (1956 - 1965): Лев говорит: а мне-то чего? А вы, говорит, сами поставьте сумму.

Никто, конечно, не согласился. Не продаемся, - так до встречи с сеньором Бернабеу учили отвечать в советском посольстве. А двумя годами позже, в Южной Америке Страна Советов стартовала отлично. Вышла из группы с первого места. Но в 1/4 неожиданно уступили хозяевам-чилийцам. Во всем виноват Яшин, делает вывод радиокомментатор. Газета «Правда» на следующий день клеймит вратаря позором. Смотреть игры в Союзе, тогда, конечно, не могли. Болельщики верили на слово. Не зная, например, им просто не говорили, что там Яшин играл с двумя сотрясениями мозга. А менять его не разрешали высокие спортивные чиновники.   

Николай Озеров, спортивный комментатор: «Когда наши вернулись домой, его хотели бить».

Юрий Лукосяк, исследователь российского футбола: «Все неудачи команды, фактически, свалили на него. Но он вынес этот удар, перенес его. Уединился, не влез в перепалки. Вот он проявил настоящие качества мужчины».

Он остался. Играл, и терпел. Терпел, когда с трибун, едва мяч оказывался в руках Яшина, летело: "дырка, с поля, на пенсию, иди внуков нянчи". Или такое, совсем уж обидное: "в Чили Леву научили, как стоять, разинув рот" Словно назло всем вратарь ставит два рекорда за год. Двадцать два сухих матча, и всего шесть пропущенных голов за весь Чемпионат. И, вдруг, известие из Европы: Яшин признан лучшим игроком Старого Света, и, одновременно, его зовут защищать ворота Сборной Мира в матче против Сборной Англии. Игра в честь 100-летия британского футбола.

В тот день на Уэмбли вышли настоящие футбольные боги. Бэнкс, Мур, Чарльтон, Шнеллингер, Копа, Ди Стефано, Эйсебио. И Яшин. По договоренности, он играл только 1-й тайм. Но за 45 минут он снова всем всё доказал. Вытащил три "мёртвых мяча". После розыгрыша углового, который придумал хитрец – Чарльтон. Затем, отразил смертельный для многих выстрел с линии штрафной, и, наконец, вот это спасение ворот, которое, пожалуй, навсегда останется в истории.

И, словно, в момент на Родине все забыли про Чили. Яшин снова герой и кумир. Все тот же, один шаг. Теперь от ненависти до обожания. Он играл за "Динамо" до 42 лет.  Ездил еще на два мировых чемпионата. Наконец, решил: пора вешать бутсы на гвоздь. И повесил. 27 мая 71 года. На глазах 103 тысяч зрителей. Разумеется, на динамовском газоне. Это случилось во втором тайме на 50 минуте. Лев Яшин покинул ворота.  Место легенды тогда занял Владимир Пильгуй. И после этой замены появилась легенда: якобы, Яшин отдал молодому вратарю свои перчатки, на удачу.

Красиво, но неправда, улыбаясь, вспоминает те мгновения тот, кто принял, казалось, неприкосновенный первый яшинский номер.    

Владимир Пильгуй, вратарь "Динамо" и сборной СССР в 1970 - 1981 годах: «На самом деле, перчатки никто никому не вручал. Лев Иванович играл в своих перчатках, я в своих. У него его ладонь, его рука была на два размера больше, чем моя. То есть, если бы я надел его перчатки, и вышел играть, я бы не знаю, как играл».

А ведь такого Яшина мы могли и не знать. У него, на заре карьеры и в хоккей хорошо получалось, тоже в воротах. С клюшкой брал серебро, бронзу и Кубок страны. Его звали на Чемпионат Мира, а он не поехал, выбрал футбол. Который без него разве кто представить может. И теперь, и тогда. Вот и Высоцкий не мог. Броски Яшина в воротах, за которые на западе его прозвали Черной Пантерой, черной – и из-за цвета формы тоже, просто песня для сердца болельщика. А футбол Высоцкий любил.

С 60-ым Днем Рождения Яшина поздравляли, конечно, на поле. Он – главный зритель матча имени себя. Чувствовал себя очень плохо, но нашел силы прийти на стадион. И, как станет известно совсем скоро, на последний круг почета после игры.


Новости партнеров


Новости СМИ2