80-летие отмечает московский метрополитен

136 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

80 лет назад первый пробный поезд проехал по рельсам московского метро. Право быть его пассажиром надо было заслужить. В подземку пускали не по билетам и жетонам, а по пригласительным.

Со временем метрополитен стал символом Москвы. Ему посвящали песни, про него снимали фильмы, там спасались от бомбежек во время войны. Наш корреспондент Антон Кириллов прокатился на ретро-поезде - точной копии первого состава и вспомнил о том, что спуск в подземку поднял страну на новую ступень технического прогресса.

Поездка под землей, как полет в космос. Первый рейс московской подземки казался ее участникам таким же невероятным предприятием. Руководство Москвы, представители партии, передовики производства заходили в вагон, как в космический корабль. Впрочем, тогда они еще не знали, что такое космический корабль.

Николай Шумаков, главный архитектор метро: «Эти два события для советской страны были самые крупные события 20-ого века. Это открытие Московского метрополитена с его сумасшедшей архитектурой и полет человека в космос, это естественно Гагарин».

Первый поезд московской подземки едет по новой ветке от Сокольников до Парка Культуры и обратно. Машинист, преодолев 13 станций в одну сторону без происшествий, на обратном пути решает показать не только основную программу – что сделано, но и перспективу, чего можно достичь – разгоняется до неслыханной скорости.

Константин Черкасский, директор Народного музея метро: «Скорость была увеличена до 60 км час, т.е. поезд шел очень быстро. И конечно на тех руководителей, которые ехали, это произвело неизгладимое впечатление. Потому что тогда и трамваи-то больше сорока не разгонялись и машины ходили медленно.  Но выходя из этого поезда говорили: Да, только так быстро и качественно должен ходить наш метрополитен».

Внутри все так же, как и в первых поездах метрополитена. Те же пухлые пуфики на сидениях, те же стильные ретро-лампы, тот же узор гофрированного картона, которым обклеены стены и те же шестьдесят километров в час. Привет из будущего для первых пассажиров метро. Еще несколько десятилетий такая скорость в метро будет оставаться мечтой.

Ретро поезд «Сокольники» - почти точная копия того самого первого состава. Есть пара отличий. Тогда, в 34-ом был всего один вагон, сейчас их, конечно, больше и один локомотив, красного цвета. Локомотив заменили ведущим вагоном, а цвет на кадрах черно-белой хроники не был виден, так что эту деталь решили опустить ради эстетического единства.

Константин Черкасский, директор Народного музея метро: «На каждой станции машинист получал письменный приказ двигаться дальше до следующей станции, ведь светофоров еще не было. И только уже после, спустя какое-то время заработали все системы, заработали светофоры, еще их обкатали и уже только 15 мая, после того как убедились, что все работает, только после этого метрополитен заработал в регулярном режиме».

После той исторической поездки метро было закрыто ровно семь месяцев. Поезда уже ходили, но светофоры и семафоры появились ближе к зиме, эскалаторы монтировали уже в феврале и первые посетители спустились туда только весной 35 года. Именно посетители, а не пассажиры. Пригласительные билеты в метро раздавали передовикам производства, комсомольцам и студентам-отличникам, а сам спуск считался редкой экскурсией в мир будущего.

Константин Черкасский, директор Народного музея метро: «Ну а с другой стороны, такие ознакомительные поездки позволяли нам учиться работать, учиться обслуживать пассажиров, а не просто двигать поезда. Ведь очень важно не только открыть и закрыть дверь, но сделать это так, что бы пассажир успел занять место. В общем-то, это был такой взаимный процесс привыкания пассажира к метрополитену и метрополитена к пассажиру».

Николай Шумаков, главный архитектор метро: «Вместо нынешних двух недель, получилось семь месяцев. Наверное, это было все оправдано, потому как событие исторического масштаба. Сейчас бывает и меньше двух недель, буквально пять дней остается до ввода в эксплуатацию».

В профессиональной среде это называется обкаткой. Когда новые маршруты готовы, их вводят в эксплуатацию сначала без пассажиров. Такой режим сейчас занимает о пяти дней до двух недель. При запуске метрополитена важно было проверить не только каждую деталь, всю систему. В результате 15 мая 1935 года метрополитен заработал, и это событие стало одним главных достижений России 20-ого века.