Ровно 45 лет были введены войска в Северную Ирландию
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Ровно 45 лет назад произошло событие, изменившее жизнь британцев. Войска были введены в Северную Ирландию, где происходили столкновения между протестантами и католиками.
Речь шла о целостности страны, католики настаивали, что Северная Ирландия должна выйти из состава Объединенного королевства. После ввода войск в обиходе британцев появилось такое понятие, как «боевики ИРА», те устраивали теракты на территории всей страны.
Наш корреспондент Евгений Ксензенко о том, как изменилась ситуация за 45 лет.
Писатель Эли Ренвик служил в Северной Ирландии за год до ввода британских войск. Говорит, что конфликт между католиками и протестантами уже тогда выходил из-под контроля полиции. Население устало от терактов Ирландской республиканской армии, столкновений сторонников и противников отделения Северной Ирландии от Великобритании. Местные жители встретили солдат как миротворцев.
Эли Ренвик, писатель, бывший военный: «Долгое время, около года, примерно, продолжался так называемый медовый месяц. Армия свободно себя чувствовала в районах, где проживали националисты. Люди приносили военным даже чай и другие мелочи. Были дружелюбны»
Сначала британской армии действительно удалось предотвратить массовые беспорядки и полномасштабную гражданскую войну. Однако методы наведения порядка военными, их явная симпатия к протестантам, то есть сторонникам сохранения Северной Ирландии в составе Великобритании, привели в итоге к новым терактам и народным восстаниям.
Медовый месяц миротворцев закончился. Начался конфликт длинной в 30 лет. Например, 30 января 1972 года вошло в историю противостояния как кровавое воскресенье во время столкновения с католиками армия убила 13 безоружных людей. В ответ теракты.
Жертвой одного из них чуть было не стал лорд Тейлор, в 72 году он был министром внутренних дел Северной Ирландии. Боевики ИРА расстреляли его машину в упор. В Джона попали пять пуль, он выжил чудом.
Лорд Тейлор, министр внутренних дел Северной Ирландии 1972 г, заместитель лидера Юонистской партии Ольстера 1995-2001 г.: «Я сел в машину и тут бум, я подумал, что это бомба взорвалась. На самом деле это были два боевика ИРА, стрелявшие в меня. Мне повезло - я уже к тому времени включил зажигание и поставил ногу на газ. Ранения парализовали меня, но так как нога была уже на педали газ, машина произвела дикий шум, мотор ревел как сумасшедший. Прохожие побежали к моему автомобилю, а преступники убежали»
Позже террористы покушались на жизнь Маргарет Тэтчер и других политиков. Впервые в 20 веке Королевство взрывали его собственные граждане. Теракты происходили даже на улицах Лондона.
Когда-то здесь на Даунинг-стрит свободно гуляли туристы, улица была открыта для всех желающих. Фотография на фоне входа в резиденцию премьер-министра, пожалуйста. Теперь всё иначе, ворота с двух сторон, вооружённые полицейские. Всё это появилось из-за опасения нападения ирландских экстремистов.
За время противостояние погибли три тысячи пятьсот двадцать четыре человека. Из них почти две тысячи, мирные жители. Политики пытались не один раз сесть за стол переговоров, проводили даже референдум о статусе региона, но напряжение так и не сняли. Стороны просто не могли найти общий язык под свист пуль и взрывов снарядов
Тони Травэрс, политолог: «Как только начинается конфликт, то сторонам всегда сложно уступить друг другу, снять напряжение. Легче продолжать наращивать противостояние в надежде, что если мы посильнее ударим ещё раз, то тем самым остановим противника, но такая тактика никогда не работает»
Лишь в 98 году правительству Тони Блэра удалось остановить кровопролитие. Соглашение в Белфасте подарило Королевству долгожданный мир. Впрочем, в Северной Ирландии до сих пор не всё спокойно. Массовых столкновений нет, стороны научились жить вместе, но периодически всё же происходят теракты. Белфаст уже не пороховая бочка Королевства, а, пожалуй, бочонок, которому всё так же достаточно одной искры для взрыва.