Россиянин обиделся на всемирного оператора и подал в суд

99 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В российский суд подан беспрецедентный иск. Житель Москвы жалуется на "Мастер Кард", крупнейшую платёжную систему. После введения западных санкций, ему не удалось расплатиться карточкой в магазине.

И пусть сумма небольшая - тут дело принципа. Ведь конкретно банк пострадавшего в чёрный список не входит. Так почему ему отказали в услуге? За этим делом, уже понятно, будут пристально следить специалисты самых разных уровней.. И, конечно, все, кто оказался в подобной ситуации. Ведь если москвичу выплатят моральный ущерб, как он требует, "Визу" и "МастерКард" может накрыть волна исков от сотен тысяч пострадавших в результате блокировки россиян. Наш корреспондент Алексей Лазуренко оценил их перспективы.

Газеты теперь выносят его фамилию в заголовки. «Московкин против МастерКард» называют они его тяжбу. Александр первым в России судится с крупнейшей платежной системой мира. А начиналось все прозаично: пришел на кассу супермаркета, а банковская карта не работает.

Александр Московкин: «Я быстро пришел к такому убеждению, что любая подобная штука должна быть наказана по российским законам, по нашим. Я собрал необходимые дальше бумаги, обратился в несколько государственных учреждений».

Так выяснилось, что деньги на счету есть, банк работает без сбоев. Вот только платежная система «МастерКард» обслуживать его отказалась. Причиной - американские санкции против России. При этом в официальный список заокеанских запретов попал только акционерный банк «Россия». Отказаться от работы с «Собинбанком», СМП и «Инвесткапиталом» - это уже была инициатива самих платежных систем. Решением неожиданным в первую очередь для сотен тысяч россиян. И Александру Московкину еще повезло. Были ведь и те, кто оказался без денег за границей.

Гарегин Тосунян, президент ассоциации российских банков: «Ситуация была очень не красивой и в этом смысле не очень хочется это ворошить потому, что я надеюсь, что Мастер и Виза сделали свои выводы и сейчас они достаточно плотно сотрудничают с нашей создаваемой национальной платежной системой».

Карта Александра действительно позже заработала. Вот только осадок остался. Поэтому в суд он все же пошел. С платежной системы Московкин просит немного: символические 100 рублей. Это половина от той суммы, что он не смог заплатить в супермаркете. Все дело в принципе, говорит Московкин. И верит, что проторенной им дорожкой пройдут остальные россияне, пострадавшие от американских санкций.

Александр Московкин: «Знаете, как по старой латинской поговорке, что слова побуждают, а примеры влекут. Когда они видят, что есть какая-то перспектива, есть шанс, в принципе, я думаю, что многие люди готовы».

Екатерина Фролова, юрист: «Это, наверное, достаточно знаковое дело и, если будет вынесено положительное решение по этому иску,  то последует большое количество аналогичных исков в суды общей юрисдикции».

Юристы и банковский сектор следить за процессом будут с особым интересом. Прецедент Московкина может действительно многое изменить. Ведь помимо простых россиян из-за отключения «МастерКард» и «Визы» пострадали магазины, рестораны и кафе, пользовавшиеся процессинговыми терминалами банков, неожиданно выключенных из платежных систем. Их посетители не смогли заплатить за покупки. А самим владельцам магазинов и заведений пришлось в срочном порядке менять операторов. А значит, они тоже имеют право идти в суд. Есть только одна загвоздка: пункт «форс-мажор» в договорах.

Екатерина Фролова, юрист: «Когда речь заходит о защите интересов, любая компания будет использовать максимальные возможности привязывания любой ситуации сложившейся к форс-мажору. Мы не исключаем возможность того, что и «МастерКард», и ее дочерние компании, действующие на территории РФ, будут трактовать санкции, которые были предъявлены зарубежным государством именно как форс-мажор. Но какие обстоятельства там были, на сейчас сложно судить».

Поэтому в победу Александра Московкина над «МастерКард» верят не все. Сам он не отчаивается и готовится к долгому процессу. Говорит, что пойдет до конца. Ведь честь бесценна. Для всего остального есть суд.