Новосибирские инженеры отреставрировали истребитель Великой Отечественной войны
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
"Миг-3" встал на крыло после того, как больше полувека пролежал в болоте.
Наш корреспондент Алексей Гамзов расскажет, как теперь будут использовать самолет.
Восстановление «Миг-3» – это многомесячный труд – заклепка к заклепке, проводок к проводку: в точности такие самолеты были разработаны в конструкторском бюро Микояна и Гуревича в тысяча девятьсот сороковом году. Для своего времени «Миг-3» был сенсацией. По скоростным и манёвренным характеристикам на больших высотах ему не было равных в мире.
Виктор Лушин, Ведущий инженер-конструктор ООО «Авиареставрация»: «Машина получилась с таким характером, каким он и был в те годы. Еще Покрышкин замечал, что машина строгая, но серьезная. / Это действительно истребитель! Он очень подвижный, что на посадочных режимах, что на рулении, что в воздухе».
Но вот в боях на малых высотах «Миг» оказался неповоротливым. И к сорок третьему году он уже – большая редкость на фронте. Есть у самолёта и ряд других сложных особенностей. Испытатель Владимир Барсук уверен – сейчас только каждый десятый строевой летчик-истребитель смог бы удержать в воздухе эту «музейную» машину.
Владимир Барсук, летчик-испытатель: «Он хорошо сидит в воздухе, отлично управляется, особенно на больших высотах, на нем очень приятно крутить пилотаж, но вместе с тем, сложно находиться в кабине, выхлопные газы. Самолет очень непростой. Сложный».
Реконструкция крылатых машин – не только интересная инженерная задача, но и дань памяти. «Миг-3» с четырнадцатым номером на фюзеляже принадлежал летчику Ивану Крапивко. В октябре 41-го он был сбит в районе Твери, приземлился в болото, вернулся на свой аэродром пешком.
До своей гибели 22 июня 42-го, ровно через год после начала войны – Иван Васильевич сбил шесть самолетов врага.
Алексей Гамзов: «Прежде, чем сесть в кабину МиГ-3, летчики проходят обучение на ближайшем по техническим характеристикам самолете – реактивном Л-29. Но что интересно, три года назад между этими машинами устроили воздушный бой, учебный, естественно. И что же? Этот, еще довоенный истребитель – с легкостью выиграл».
Самолет – не копия, не подделка. Остов, вытащенный из болота, оборудовали недостающими конструкциями, установили близкий по характеристикам американский двигатель сороковых годов – Эллисон. Это настоящий летающий монумент.
Владимир Бернс, генеральный директор ОО «Авиареставрация»: «В этом и смысл работы. Конечно же, сделать самолет заново намного проще. В этом и сложность, чтобы вписать то, что можно сохранить, в конструкцию – вот это одно из самых сложных».
Теперь предназначение Мига – съемки в фильмах про войну и участие в аэрошоу. Для новосибирских реставраторов это уже восемнадцатый самолет, восстановленный до летного состояния – беспрецедентный результат. Следующим будет «Ил-2», а затем ученых ждет первый в их практике двухмоторный бомбардировщик – «Ту-2».