У БАМа есть будущее

141 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

И, похоже, будущее у БАМа действительно есть - за него сражаются сейчас самые разные специалисты - еще год назад Владимир Путин поручил правительству подготовить программу по модернизации БАМа и Транссиба.

Сегодня же президент даст старт церемонии укладки "серебряного звена" - секции полотна, символизирующей начало строительство новой ветки трассы. А сорок лет назад, когда в тайгу отправили самый первый десант крепких и выносливых, проект казался фантастическим... Наш корреспондент Илья Борисов - о дороге жизни, которая воспитала целое поколение советской молодежи:

На БАМ он ушёл прямо с 17 съезда ВЛКСМ. Такой военный оборот, в данном случае, вполне уместен – это действительно была битва за тайгу, за Сибирь и Дальний Восток. БАМ должен был связать всё пространство СССР от Москвы до Тихого океана.

Незадолго до комсомольского съезда генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев объявил о начале ударной стройки. Добровольцы со всей страны устремились на БАМ. Но, брали только тех, кто прошёл армию, - самых крепких и выносливых. Первые семьсот отправились в тайгу прямо из Кремлевского Дворца.

Они плохо представляли себе куда едут. И что такое тайга - бескрайняя и безлюдная. Их разделили на два отряда. Один должен был идти к месту стыковки с востока из Тынды. Другой с запада - из Усть-Кута.

За десять лет, с 1974 по 1984, они сумели пройти почти три тысячи километров тайги. Летом – плюс 40, зимой – минус 60. На некоторых участках приходилось прорубать тоннели сквозь вечную мерзлоту. Но, они это сделали. Торжественная встреча двух бригад произошла в октябре 1984.

Но грандиозным планам помешали перестройка и гласность. Финансирование прекратилось. И Нерюнгринское угольное месторождение стало последним советским проектом на БАМе. У этого редкого по качеству топлива сейчас нет недостатка в покупателях. Корейцы, японцы, китайцы - весь тихоокеанский регион.

Государству удалось привлечь в Нерюнгри частные инвестиции. Мало того, бизнес поняв, что вложения того стоят, пошёл дальше. На юго-восток Якутии протянулась новая железнодорожная ветка от БАМа до Элгинского угольного месторождения. Здесь уже построен новый обогатительный комбинат, и в перспективе на карте страны может появиться новый город.

БАМ требует вложений, для того чтобы он начал работать в полную силу. Транссиб, кстати, тоже не сразу начал окупаться. В Кремле это понимают. 400 миллиардов рублей на развитие Транссиба и БАМа - вливание продуманное и грамотное. БАМ, например, до сих пор одноколейный. Второй путь значительно оживил бы его. Но главное достроить ветки к месторождениям тех самых сокровищ.

Большинство из них так и остались на БАМе. Не потому, что ехать некуда. А потому что здесь за годы ударной стройки сложилась совершенно новая общность, новая нация. Они служат БАМу, Сибири, Дальнему востоку. И, с надеждой смотрят на Москву. Ресурс, заложенный в советские времена, на исходе. Единственная в своем роде магистраль требует бережного и внимательного отношения. За ней нужно следить, ее нужно лелеять, развивать, вкладывать. И тогда она в свою очередь всё вернёт сполна.