Эрмитаж принял европейскую биеннале

40 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Эрмитаж сегодня во власти манифестантов. Экспонаты Международной Биеннале, которая называется "Манифеста" приковали к себе внимание задолго до открытия. Некоторые творения современных авторов эпатажны, если не сказать, скандальны.

Организаторы решили подстраховаться. Все произведения проверили на соответствие нормам российского законодательства. Однако, это наверняка не спасёт ни выставку, ни художников от нападок, а то и судебных исков. Наш корреспондент Ян Воскресенский оценил некоторые экспонаты.

Первая инсталляция Биеннале  дожидается зрителей вот  уже месяц, чтобы заглохшая лада поросла бурьяном, экспонат пришлось выгружать заранее. Выставочная легенда гласит: машина добралась до Зимнего дворца своим ходом. И врезалась в дерево. Немыслимый эпизод – в Эрмитажном дворе.

Пожалуй, главное культурное событие последнего времени – Манифеста под юбилейным номером 10 - прославилась задолго до открытия.

Японский художник теперь хорошо имитирует звук сигнализации. Он бы и хотел, чтобы его работы трогали руками – не дает охрана. Ведь инсталляцию соорудил вокруг Эрмитажной люстры. Экспонат без названия тут же прозвали избой. Правда, быт - советский...

Самый впечатляющий экспонат - высотой в несколько этажей – жилой дом в разрезе. Интерьеры украшают не только всяческие безделушки.  Малевич и Филонов. И не репродукции – подлинники. И ладно бы Главный штаб, который осваивали именно под выставки актуального искусства. Но и в Зимнем дворце – нынешние художники теперь выставляются по соседству с великими предшественниками. Матисса так и вовсе подвинули –  в его зале теперь – очень откровенные работы. В зале Геракла - среди греческих мыслителей – расставляют – серые, бетонные колонны. Под чутким руководством итальянской художницы. И тяжелые вздохи эрмитажных сотрудников.

Среди скульптур из коллекции Екатерины второй,– неведомые существа. А на мозаике 12-ти колонного зала - центнеры гипса. Теперь  это порошковый ковер. «Осторожно – не разнесите грязь по музею» – предупреждают смотрители. Похоже не замечая, что это тоже искусство. С консерваторами, которые сопротивляются новым веяниям -  будет проведена разъяснительная работа.

Европейская биеннале впервые оказалась за пределами Евросоза. Устроители предпочли Петербург Цюриху и Белфасту, которые рассчитвали принять у себя юбилейную выставку. Но здесь Манифесте рады не все. Борцы за мораль и нравственность ропщут – опять эти европейцы со своей пропагандой.

 Это словно воплощение анекдотов про современное искусство – которое не опознать без таблички. Вроде бы строительный мусор – на самом деле часть программной работы Ильи Кабакова. От противников авангарда  Эрмитаж и так едва не пострадал, когда в разгар выставки братьев Чепман на музей натравили прокурорскую  проверку. 

«Манифеста» стала ответом на все претензии – и настоящей культурной революцией. Открывая выставку директор Эрмитажа объявил  - Матисс в Зимний дворец больше не вернется. Теперь он всегда будет соседствовать с современным искусством. И ценителям импрессионизма поневоле придется привыкать к новым веяниям.