В Дагестане ведут сражение за ткацкое производство

196 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Дагестане появилась уникальная модель ткацкого станка - с его помощью, как уверяет изобретатель, можно будет собрать традиционный ковёр всего за восемь дней - тогда как обычно требуется не меньше месяца.

Но пока станок существует только на бумаге - конструктор ищёт спонсора. А дагестанские ремесленники пытаются найти другие способы возродить ремесло. Наш корреспондент Мурад Магомедов выяснял, почему уникальные ковры ручной ручной работы сейчас вынуждены продавать за бесценок.

Горянка Дуньяхалум с утра кормит кур, овец и гусей. Ведение подсобного  хозяйства - единственный шанс выжить в суровых условиях гор. Работы в селе нет. Чтобы получать  хоть какие-то деньги, потомственная ковровщица решила ткать на дому. 

Алимирзаева Дуньяхалум:  "Моя мама и бабушка тоже ткали. Сегодня ковры ручной работы стоят дорого, и их не покупают. Решила продавать дешево,  деньги ведь  нужны. У нас в селе несколько женщин так зарабатывают" .

А были золотые годы. Семья жила в достатке. Дуньяхалум работала на ковровой фабрике. Получала приличные деньги. С распадом союза, ткачих сократили, цех закрыли. 

Алимирзаева Дуньяхалум: "Не простые времена сейчас для ткачих. Их умения никому не нужны. Уволенные женщины дома сидят без дела. Лишь немногие как я пытаются зарабатывать".

Кандик - одно из самых древних сел ковроделов. Еще лет 20 назад самое богатое в округе. Почти все женщины работали в ткацких цехах. Каждый месяц сдавали 300 квадратных метров ковров. Жизнь в ауле кипела.  

Меджидова Изаят, Директор ГУП "Хивская ковровая фабрика: "В месяц они зарабатывали не меньше 100-150-200 рублей, а это большие деньги были в советские годы, они дома строили девочек замуж отдавали, сыновей женили, все благодаря ремеслу".

Ковровая фабрика была на замке последние 20 лет. Советские лозунги на стенах едва читаются. Доска почета вряд ли дождется новых рекордов. Частично реанимировать цех решила Изаят Меджидова.  Из пяти станков удалось запустить два.  Не все сельские ткачихи согласились здесь работать.  Рисковать здоровьем не хотят. Потолок обваливается на глазах.

Ханалиева Венера, ткачиха: "Ремонт если бы был нормальный, люди больше пришли бы, и не было пустых станков, не был бы пустой цех".

В древности кочевники утепляли дома коврами. Сначала они были однотонные. Позже появились полосатые и с узорами. Изысканные шерстяные и шелковые ковры стали покупать для украшения  жилищ.     

Считается, что дагестанские ковры оберегают дом. Это не просто деталь в интерьере. Ткачихи утверждают - древний рисунок имеет смысл. Вот к примеру колосья пшеницы - знак плодородия, а это символ солнца и огня,  рядом изображен человек.

Дагестанский ковер -  это всегда ручная работа. Эксперты считают, возродить древнее ремесло поможет только грамотный маркетинг и брэндинг. Вот, к примеру,  в Азербайджане продолжают ткать ковры и успешно их продают. Хотя у  российских качество выше, а цены ниже. 

Шахнабат Алимагомедова, директор "Центра этнической культуры" : "У нас ковры идут от 10 тысяч за 1 квадратный метр  до 17-18».

Свой вклад в возрождение ковроткачества надеется внести дагестанский изобретатель  Абдурахман Османов. Он разработал уникальный станок. Пока только на бумаге. Но умелец уверяет:  ковер размером два на три метра можно будет выткать за 8 часов. При этом высочайшего качества. Чудо-станок уже заинтересовал иностранцев и предпринимателей из других регионов России.

Абдурахман Османов, изобретатель, художник: "Приезжали из Белоруссии, приезжали из Чечни, предлагали купить разработку, но мои сыновья говорят, нужно оставить в Дагестане, это наше ремесло".

Абдурахман Османов в поисках инвесторов. А пока зарабатывает на частных заказах. Делает ковровые портреты. Каждый из его клиентов мог бы вложиться в изобретение.  Но мастер  смеется:  вряд ли тому же Гарику Мартиросяну интересны проблемы дагестанских ковроделов.  Он надеется не на отдельных лиц, а на большую господдержку.