В Госдуме хотят ограничить цены на продукты. Будут ли работать законы рынка?
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Депутаты Государственной Думы предлагают ограничить цены на продукты. А точнее наценку - сейчас она остается на совести продавца, он сам рассчитывает, сколько ему добавить к закупочной стоимости и сам создает розничный ценник.
Депутаты хотят ограничить бизнес-планы законодательно. Но будут ли тогда работать законы рынка, поинтересовалась наш корреспондент Наталья Дубровская:
Покупатель может вскоре сильно удивиться, придя в магазин за продуктами. На ценниках возможно появятся новые цифры – вся правда о переплате. Рядом с розничной – закупочная цена. Эта мера должна остановить необоснованное повышение цен. Сейчас они могут быть увеличены даже на сто процентов. Правовых ограничений для розничных сетей в России сегодня нет.
Платить за продукты меньше – это реально, если установить предел наценки. В Госдуме посчитали: выше 15 процентов она быть не должна. Но речь идет только о социально значимых товарах.
Олег Нилов, депутат Госдумы РФ: «Вопрос – куда уходят сверхприбыли, почему они не поступают в бюджет, как должно быть. Вот здесь есть возможности для начала такого большого этапа поиска этих огромных сверхприбылей. Почему они как жернова воздействуют на покупателя и на производителя, но не попадают таким полным рублем в бюджет?»
Предприниматели забеспокоились. На необходимые хлеб, молоко, соль, и так стараются держать низкие цены. Увеличивая номинал лишь на 10 процентов. Но в списке значимых продуктов более 20 наименований. Продавать по столь мизерной цене овощи, мясо, птицу и рыбу – все равно что дарить.
Сергей Васильев, заместитель директора магазина розничной торговли: «Ни о каком развитии предприятия речи быть не может. А деньги и прибыли, как мы понимаем, это развитие бизнеса. Если это будет достаточно жестко и 15 процентов, конечно, малый бизнес не выживет».
Ограничив наценку, депутаты хотят помочь и фермерам. В парламенте уверены: отечественный производитель сможет, наконец, пробиться со своей продукцией к потребителю, потеснив иностранных конкурентов. Ведь цены заморских поставщиков бывают ниже из-за субсидий, которые им дают на родине. Но такие радужные перспективы для тех, кто работает на земле – из области фантастики. Они наоборот опасаются совсем другого поворота событий.
Николай Воробьев, фермер: «Допустим, я произвожу 100 тонн картофеля, и все остальные фермеры по сто тонн – на картофель цена его реализации упадет, будет невыгодно, просто-напросто производить его не будем. Картофеля будет недостаточно, ну привезут его из-за границы, но наценка будет уже совершенно другая».
Сетевикам наши фермеры, кстати, с качественной, экологически чистой продукцией неинтересны – торгуют только в сезон, а в небольшие магазины товар развозить просто не на чем. Автопарк стоит слишком дорого. Так что приходится крутиться, полагаясь на новые варианты сбыта.
Валентина Воробьева, фермер: «Мы занимаем свою нишу – торговля через посредника. Вот сейчас новый вид продаж появился - интернет магазин. Они с удовольствием покупают. Продукцию мы свою сертифицируем, чтобы она соответствовала хорошему качеству, и не стремимся в магазины – у нас физически нет такой возможности».
В Обществе защиты прав потребителей вообще не видят смысла в ограничении наценки. Говорят, полки магазинов опустеют как советское время, продукты исчезнут с прилавков. Ясно, что работать в убыток никто не станет. Поэтому надо изменить подход - взять на вооружение опыт Америки и Европы.
Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль": «В Америке существуют продуктовые карточки, которые позволяют отоварить их в магазинах и, соответственно, это является мерой социальной поддержки бедных слоев населения. В Европе идут путем выделения высоких дотаций сельскому хозяйству».
Недовольны и ритейлеры. Они согласны - вмешательство государства в ценовую политику может навредить не только бизнесу, но и самим покупателям. К тому же наценка – это не взятые из воздуха цифры, а экономически обоснованные расчеты.
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер девелоперской компании: «Было бы неплохо перед выдвижением инициативы найти учебник экономики. Там нет слова - наценка. Стакан воды у колодца должен стоить 0 рублей а в пустыне Сахара - 1000 рублей».
Полгода назад парламент уже отклонил подобный проект, посчитав, что ограничение наценки противоречит принципам рыночной экономики. Так что депутаты провели своего рода работу над ошибками, подойдя к делу с другой стороны - новые правила коснуться только торговых сетей, чей оборот превышает 60 миллионов рублей в год. Малый и средний бизнес может вздохнуть с облегчением.