С присоединением к России новых субъектов встал вопрос границы
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Российско-украинская буферная зона в районе Крыма - это по сути три блок-поста, КПП. Местные жители как курсировали по своим делам с одной стороны на другую, так и продолжают это делать - жизнь есть жизнь.
Но людей в форме в этой местности стало заметно больше. Охранять есть что. На территории, которая стала приграничной, работает газораспределительная станция. Наш корреспондент Виктор Черногуз увидел, как защищена республика Крым:
На картах это место называется Арабатская стрелка. С одной стороны - залив Сиваш, с другой Азовское море. На узкой полосе суши посередине уже не первую неделю, окопавшись по всем правилам, дежурят военные пограничной службы.
Представитель пограничной службы Республики Крым: «Самое главное это недопущение ввоза и вывоза с территории Крыма вооружений, боеприпасов и техники. Ну а также здесь пограничники выполняют роль как таможенных органов, а также других методов контроля санитарного, фитосанитраного и тому подобное».
Интервью в маске — мера вынужденная. Этот пропускной пункт сейчас одна из самых сложных точек на карте Крыма. Военные дежурят здесь, чтоб не допустить диверсий. Всего в нескольких метрах от линии обороны находится стратегический объект - газовая станция. Ее уже пытались захватить неизвестные люди. Теперь сделать это невозможно.
За этим шлагбаумом находится буферная зона или нейтральная полоса, о которой так романтично пел когда-то Владимир Высоцкий. Никаких цветов на ней нет, одна выжженная степь и недостроенное здание пансионата. Через 250 метров начинаются позиции украинских пограничников, а здесь оборону держат военнослужащие Крыма. Украинские коллеги, окопавшиеся вдалеке, пока ведут себя относительно спокойно. О стрельбе речь не идет, в ходу диверсии калибром поменьше.
Представитель пограничной службы Республики Крым: «В ночное время, с 9 до 2 ночи, осуществляется обстрел сигнальными минами, они предназначены для освещения территории. Не в зону позиций нас, они по флангам стреляют, что несет возможность пожара при попадании мины. Они бывают пожары, которые нам приходится тушить».
О чем думают украинские военные, поджигая степь рядом с газовыми магистралями, понять сложно. Военные Крыма вынуждены по ночам включать прожекторы, чтобы оперативно находить очаги огня. Днем воздушное пространство патрулируют вертолеты.
Газораспределительная станция газ получает от добывающих платформ в Азовском море, они хорошо видны с берега. После легкой очистки часть голубого топлива отправляется на Украину. В день перегоняется до 70 000 кубометров. Что немало, хватает для снабжения половины Херсонской области. Собственно этим и вызвана важность объекта.
Газ на Украину Николай Викторович гонит уже больше 30 лет. Но, конечно, впервые он оказался в эпицентре конфликта регионального масштаба. Впрочем, на работе политические соображения не сказываются. Отчет диспетчеру, как и раньше, каждый час. Так что сейчас только одно тревожит: сам Николай Викторович живет на Украине, а работает теперь в России. Типичная ситуация для этих мест.
Николай Викторович Григорьев, дежурный оператор: «Слышал разговоры, что там возможна работа визовая, или как будет организовано… Или нас просто отсюда уберут и сделают что-то свое. Непонятно».
Ближайшее украинское село - Стрелковое - находится всего в 5 километрах. Его жители каждый день пересекают контрольные пункты. Один на украинской стороне, один на российской. И там, и там есть специальные списки граждан. Так что процедура проверки занимает считанные минуты.
Как долго простоят здесь люди в масках, и когда в этих живописных местах оборудуют пропускной пункт по всем правилам, теперь дело времени. Что же касается военных, то они уже выполнили главную задачу — обеспечили спокойствие на стратегически важном участке суши. Между Россией и Украиной.