В Москве открылась выставка, посвященная личной жизни Ленина и Сталина

76 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Московском историческом музее в эти дни можно узнать много нового о тех, о ком мы знаем, казалось бы, всё.

Выставка посвящена жизни Ленина и Сталина. Вернее сказать, даже, личной жизни. Наибольший интерес вызывают, конечно же, кепки и трубки. Но есть и еще множество деталей, посвященных именно личности, а не культу.

Наш корреспондент Антон Кириллов ностальгирует.

«Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой», именно с такого образа начинается выставка. Но она не про Володю Ульянова. Она про то, как жизнь, казалось бы, обычного человека год за годом обрастала мифами. Компанию студенту-отличнику в этой экспозиции составляет неудавшийся семинарист Иосиф Джугашвили.

Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея: «Это выставка о нереальных фигурах, но мы жили в этой реальности. На этом строилась существенная часть идеологии. Не поняв это, не оценив это, мы никогда не поймем, почему до сих пор миллионы людей считают Сталина гениальным руководителем государства».

Экспозиция начинается с предметов быта: Вот золотая медаль, которую вручил Владимиру Ульянову Керенский, отец того самого министра временного правительства Александра Керенского, которому придется бежать от большевиков в Нью-Йорк. Впервые выставлены обручальные кольца Ленина и Крупской. Впервые, потому что раньше говорить о том, что Ленин венчался в церкви, а потом по приказу Сталина ее разрушили, было как минимум некорректно.

Любовь Лушина, заведующая сектором фондов экспедиционного отдела Государственного исторического музея: «Патриотизм, это значит любить и обязательно знать, и знать не только то, чем можно гордиться, то, что пробуждает чувства гордости патриотической, но и чувства патриотической скорби, и знать те страницы, которые носят такой назидательный характер, поучительный характер. Одна из таких тем, это тема нашей сегодняшней выставки».

Впервые показали и поздние рукописи Ульянова-Ленина. Не декреты и указы, а простые слова, как в школе «Мама мыла раму». Так в 22-ом году уже тяжелобольной вождь пытался снова научиться читать и писать, в то время как по всей стране уже издавались заветы Ильича.

Коллекция из мастерской художника Николая Андреева как-будто говорит: вождя хватит на всех. Здесь он еще очень разный: сосредоточенный, задумчивый, добродушный, недоверчивый, вальяжный в кресле, собранный за работой. Шесть лет скульптор искал ту самую эмоцию, которая появится потом на всех памятниках Владимиру Ильичу, и которая останется в сердце каждого, кто на него посмотрит. Вот первый бюст 1930 года, еще не классика, но уже хочется подойти и похлопать по плечу, как старого знакомого.

Заканчивается экспозиция уже теми самыми идолами, в которых не осталось почти ничего человеческого. На выставке нет ни одного проходного экспоната. В фондах их более ста тысяч. Сначала  отобрали три тысячи, сократили до двух, но места все равно не хватило, удалось показать только самое значимое. Здесь и лучшие трубки из коллекции Сталина, и зеленая лампа Ильича, и, конечно, сам вождь с неизменного броневика зовет в коммунистическое будущее, которое так и не настало.