О переменах после исламской революции
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В конце 70-ых государственный переворот - от монархии к республике - коренным образом изменил жизнь многих иранцев. К власти тогда пришло духовенство, людей обязали посещать пятничные намазы.
Запретили иностранные фильмы. Женщин, которые до революции, как это не удивительно для Ирана, носили вызывающее мини, обязали надеть мусульманские платки. О переменах после исламской революции расскажет наш корреспондент Ян Воскресенский.
Несмотря на праздник, духовный лидер мрачен и агрессивен. Речи высших руководителей Ирана вот уже как 35 лет направлены против одного врага.
Аятолла Али Хаменеи Высший руководитель, Ирана: «Американцы играют словами, говорят, что они друзья иранской нации! Они лгут! Они - лгут! Они выжидают, когда Иран ослабит свою мощь!».
Для религиозного Ирана – Запад не только военная или экономическая угроза – духовенство до сих пор не может простить годы тлетворного влияния.
Ефим Резван, востоковед, зам. директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого : «Это была самая вестернизированная страна на Востоке – женщины носили короткие юбки, курили».
Советская переводчица – студентка из Ленинграда - она помогала строить первый металлургический комбинат в Иране. Где хоть и вели летоисчисление от пророка Мухаммеда, но и представить не могли что на смену промышленной революции придет исламская.
Елена Иванова, преподаватель кафедры иранской филологии СПбГУ: «Одевались очень модно – в ту пору были модны миниюбки - каких у нас не носили. Зашла в Тегеране в кафе и увидела молодых девушек – нога на ногу – курят».
Шах, который короновал сам себя – он установил в Иране жесткую диктатуру. Народный бунт вызрел в мечетях, объединив не только исламистов – но и оппозиционеров всех мастей. Старшее поколение боролось с падением нравов, молодежь - с кровавым шахским режимом.
Ефим Резван, востоковед, зам. директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого: «Иранская революция была глубоко демократической – это выбор народа – нам может нравится или не нравится. Это был выбор народа страны».
Имамы, которые повели людей на баррикады – с победой революции – сами пришли к власти. Аятолла Хомейни стал высшим руководителем. А монархическая диктатура сменилась религиозной. Протестующим студенткам вскоре придется радикально изменить облик. А несогласным – поспешить с эвакуацией.
Елена Иванова, преподаватель кафедры иранской филологии СПбГУ: «После революции был очень большой поток интеллигенции, из художеств кругов».
В новом Иране не нашлось места ни капиталистам, ни коммунистам. Здесь пошли своим путем. В советском посольстве усилили охрану.
Геннадий Авдеев, бывший сотрудник посольства СССР в ИРИ: «Соблюдали режим, который был установлен для сотрудников посольства - меньше выходов в город. Выходить за пределы посольства было запрещено без надобности. Но для нас - это был феномен революции под флагом ислама».