Закон о защите детей поставил в тупик библиотекарей

260 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Российский закон о защите детей от вредной информации поставил в тупик библиотекарей. Следуя строгим рекомендациям - они теперь не имеют права выдавать множество книг.

Доходит до абсурда - школьники младших классов не могут прочитать, к примеру, повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Сотрудники библиотек винят депутатов, те в свою очередь уверяют - со списком недетской литературы всё в порядке - мол, читать закон надо внимательнее. В ситуации разбиралась наш корреспондент Елена Горшенина:

В Омске эту библиотеку называют Пушкинкой, и под этим именем она известна теперь всей России. Здесь старшекласснице не выдали роман Теодора Драйзера «Финансист». Библиотекари сослались на закон о защите детей от вредной информации. Роман идет с маркировкой 18+.

Александр Ремизов, директор Омской областной научной библиотеки им.Пушкина: «Да мы просто посмотрели маркировку на книге издательство «Эксмо». Там стояла маркировка 18+. Вот мы так и не выдали».

Школьницы написали в интернете, и выяснилось: это – далеко не единственная история. В так называемом списке недетских книг, то есть с маркировкой 16 или 18+, оказались даже классики. Например, семья Мардер в полном составе пришла в библиотеку за повестью Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» - младшим школьникам ее не дают.

В появлении запрещенной литературы для школьников библиотекари винят законодателей. Теперь все книги имеют маркировку, и выдавать книгу не по возрасту считается преступлением. В прокуратуре ни один библиотекарь объясняться не хочет.

Ирина Соловьева, директор областной библиотеки для детей и юношества г. Омск: «Закон придумали не библиотекари, и хотим мы или нет, его надо выполнять. Поэтому если стоит маркировка 18+, как бы я ни хотела выдать читателю, я сделать это не могу».

Екатерина Маркова, ведущий библиотекарь: «Библиотека в данной ситуации оказалась между молотом и наковальней. Честно говоря, закон не очень прописан. Если закон о библиотечном деле требует, чтобы мы обеспечивали информационный доступ ко всей литературе, то новый закон нас в этом ограничивает».

Эксперты в один голос утверждают: закон детально не прописан, отсюда и самодеятельность на местах. Например, что попадает в понятие «историческая и культурная ценность», каждый трактует по-своему. В данном случае некая комиссия вычеркнула Драйзера из списка классиков.

Леонид Гомберг, журналист, писатель, литературовед: «Я бы на месте законодателей оставил бы классиков в покое. Взялся бы лучше за литературу, которую пишут сегодня – издают все что хотят».

Теодор Драйзер, «Финансист», 1954 год. Более современного издания ни в одной городской библиотеке мы не нашли, и книги, разумеется, не маркированы. Дети в 9 лет этим произведением не интересуются, а шестнадцатилетним выдают по требованию. В Петербурге в принципе нет списка запрещенной литературы с маркировкой 18+. То ли культурная столица пропагандирует классику, то ли наоборот - пора жаловаться в прокуратуру. Непонятно. Закон об этом умалчивает.