КС решает, может ли он пересмотреть собственное решение
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Сегодня состоялся очередной раунд противостояния Петербург - Страсбург. Конституционный суд России рассматривает случай военнослужащего Константина Маркина. А случай этот может стать прецедентным. Офицер настаивает на том, что ему положен полноценный отпуск по уходу за ребенком.
Маркин развелся с женой и воспитывает детей один. По российскому законодательству право на подобный отпуск имеет только женщина в погонах. Репортаж Натальи Дубровской:
В КС разворачивается настоящая интрига. Неожиданно дело капитана Константина Маркина снова оказалось в центре внимания. На этот раз суду предстоит оценить, чьи решения важнее - собственные, или же Европейского суда по правам человека.
Это дело уже три года – яблоко раздора между Петербургом и Страсбургом. В юридическое сражение оказались втянутыми суды рангом пониже. Ленинградский окружной обратился за разъяснениями, что делать в ситуации, когда решения российской и международной инстанций противоречат друг другу, а выигравший в Европейском суде процесс требует пересмотреть дело.
Эта история началась в 2005 году. Тогда Маркин был отцом-одиночкой троих маленьких детей. Причем младший только родился. Военнослужащий попросил отпуск по уходу за ребенком, как положено – три года. Но получил отказ. Тогда Маркин обратился в суд. Однако и там – фиаско. Ведь по закону в армии декретный отпуск положен лишь женщинам. Капитан посчитал это дискриминацией, и попытался оспорить нормы закона в Конституционном суде. И вот в 2009ом в этом деле была поставлена точка. Суд решил, что повода менять закон, нет. Но Маркин не смирился. Пожаловался в Европейский суд по правам человека. И Страсбург признал - дискриминация все же была. Получилось, Россия нарушила статьи Европейской конвенции, поскольку они идут вразрез с нашей Конституцией. Суд обязал выплатить Маркину компенсацию в 200 евро и внести изменения в законодательство.
Маркин: «Что касается вообще вынесения Конституционного суда какого-либо решения, оно больше имеет не по моему конкретно делу, а по общей ситуации в стране, потому что оно дает возможность блокировать решения Европейского суда».
Разумеется, Конституционный Суд действует в рамках главного документа страны, и выполнить предписание вряд ли сможет. Тем не менее, решение Европейского суда дало истцу еще один шанс. Маркин потребовал пересмотра дела. Но вопрос-то уже был закрыт – решения Конституционного суда окончательные и обжалованию не подлежат. Потому новое разбирательство в другой инстанции было бы бессмысленным. Ленинградский окружной военный суд оказался в тупике. Теперь юридический казус предстоит распутывать Конституционному суду. Который теперь должен решить, может ли он пересмотреть собственное решение.