Якутии грозит топливная и продуктовая блокада
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
На севере Якутии кончаются запасы угля. Ситуация критическая, потому что заготовить достаточно летом не смогли. Теперь местная администрация и судовладельцы, которые должны были обеспечить завоз, обвиняют друг друга в срыве отопительного сезона.
В спор вмешалась прокуратура. Жители готовятся к худшему - прилавки магазинов пустеют. Почему Якутии грозит топливная и продуктовая блокада – рассказывает наш корреспондент Даниил Горчаков:
В порту арктического посёлка Чокурдах, на крайнем севере Якутии, даже в пургу не прекращаются работы по разгрузке контейнеров с жизненно необходимыми грузами. Скорее всего, это - последний сухогруз, который в эту навигацию сумел пробиться по аномально обмелевшей реке Индигирке и доставить продукты питания, немного угля и бензина.
Александр Сорокин, заместитель генерального директора ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" по коммерческой работе: «Не было возможности вывезти социально значимые грузы. Порядка 70 тысяч тонн нефтепродуктов осталось не вывезенными… Население те грузы, которые ждало, может не получить, в том числе и продукты».
Даже главный районный магазин Алаиховского улуса сейчас очень напоминает времена продуктового дефицита конца 1980-х. Весь ассортимент - это запредельно дорогие бутылки с алкоголем и несколько пакетов с рисом. Районные власти в срыве северного завоза обвиняют речников.
Аркадий Горохов, глава Аллаиховского района Якутии: «С нашей точки зрения, все-таки была несогласованность с действиях речников наших. Это я имею в виду Ленское речное пароходство и бассейновое управление водных путей. Это усугубило ситуацию».
Речники парируют: они делали все возможное, чтобы доставить грузы на север в срок. Но на большинстве рек Якутии в этом году из-за аномальной засухи уровень воды упал ниже критических значений. Тяжелые баржи просто не могли пройти по мелководью.
Владимир Силинский, капитан теплохода СПН - 722 Б: «Даже с минимальной осадкой мы загружаемся на половину груза, и проходим и то с трудом. Глубины составляют около 90 сантиметров. Тогда как осадка нашего СПН 115 сантиметров поржняком».
Речники признаются: ждали, что в начале осени в Приполярье пойдут дожди и уровень воды в Лене и Индигирке повысится. Но вместо осадков сюда пришли аномальные, даже для этих широт, холода. Из-за того что угля на север завезли крайне мало, отопительный сезон проходит в режиме жесткой экономии. А новые партии топлива сюда уже не доставить. Обмелевшие реки стремительно покрываются льдом.
Вячеслав Сирык, старший помощник капитана: «В течение пары дней может обрасти льдом. И все встанет… Суда могут не дойти, дети замерзнут, в школу не будут ходить. Из-за этого ответственность большая наша».
С ситуацией с доставкой грузов на крайний север Якутии разбираются сотрудники прокуратуры. Они пытаются понять, почему земснаряд, который должен был заниматься углублением русла Индигирки, был отправлен на Амур, где утонул во время сильнейшего наводнения. Речники объясняют срыв сроков северного завоза, неверными прогнозами синоптиков. В этом году аномальное мелководье ожидалось именно в Приамурье. На самом деле невиданные дожди переполнили русла Амура и Колымы. Эти реки пережили исторический подъем уровней воды. А на соседних Лене и Индигирке при этом наблюдалась невиданная засуха. Осадки обошли их стороной.
Валерий Степанов, заместитель генерального директора ОАО "Ленское объединенное речное пароходство по флоту: «Они прошли мимо, упали в бассейне реки Амур. Вот эта беда там и случилась».
Завозить уголь, нефтепродукты и другие товары первой необходимости на крайней север Якутии теперь придется автотранспортом. Для этого перевозчики ждут, когда ударят сильные морозы, чтобы можно было по замерзшей тундре проложить зимники, так в этих краях называют временные дороги. Правда, возить грузы по ним намного дороже, чем по воде. А это значит, что зимой северян ждет очередное подорожание и без того запредельно дорогой жизни.