Эрнст Неизвестный признал своими неизвестные ранее скульптуры

127 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Асбете - это Свердловская область обнаружились ранее неизвестные работы очень известного скульптора. А если точнее - монументы установили в городе еще полвека назад, но авторство признали только сейчас. И это подтвердил сам мастер - Эрнст Неизвестный.

Наш корреспондент Александр Пугачев об истории статуй, которые сейчас претендуют на главную достопримечательность.


До сих пор они лишь украшали входную группу городского дворца культуры, но теперь вполне могут перейти из разряда декоративных элементов в главную городскую достопримечательность. Скульптуры Наука и Искусство простояли на своих постаментах более полувека, прежде чем было официально подтверждено, что их автором является один из самых знаменитых советских скульпторов.  

Сергей Липачев исследователь, краевед, житель г. Асбеста: "Появились они в Асбесте в 1956 году после того, как дворец культуры был сдан в эксплуатацию. В городе есть твердое убеждение, что их автором является скульптор Эрнст Неизвестный".
 
Вокруг этого факта ходило много легенд. Одна из них гласит, что первый директор дворца культуры Виктор Сабуров однажды чуть не набросился с кулаками на Неизвестного, когда тот под покровом темноты пытался подправить один из монументов после замечаний художественной комиссии.
 
Лариса Цибизова, заведующая асбестовским иторическим музеем: "Он увидел, что на одной из скульптур находится человек и первая мысль, которая пришла ему в голову - кто-то покушается на скульптуру".
 
Первая настоящая реставрация настигла обе эти работы спустя полвека - в 2006 году. Кто-то из областных чиновников, услышав тогда, кто, предположительно, является автором этих скульптур, в ответ просто рассмеялся.
 
Признать в Науке и Искусстве творения великого Эрнста Неизвестного очень сложно еще и потому, что выполнены они в стиле сталинский ампир, популярном в начале и середине 50-х годов прошлого века и совсем не характерном для работ знаменито скульптора. По признанию самого мастера, создавались они только и исключительно для украшения дворца культуры в Асбесте, а в работе над монументами ему помогали немецкие военнопленные.
 
В этих местах располагался лагерь, где содержались самые опасные немецкие преступники, в том числе генералы всех воевавших на территории Советского Союза армий. Заказчиком монументов, для украшения построенного немцами ДК выступили НКВД и ГУЛАГ, скульптора они искали среди выпускников суриковского училища, вот что об этом кастинге рассказывает сам Эрнст Неизвестный : "  Поскольку это был период сталинского ампира, который опирался на традицию, нужны были грамотные скульптора, желательно бывшие военные офицеры, желательно раненые, т.е. имеющие счеты с немцами, которые не могли бы предать хотя бы по личным мотивам. Я подходил под эту категорию".

Исследователи творчества Эрнста Неизвестного к вновь обретенным работам мастера отнеслись сдержанно. Для них больший интерес представляют все-таки более поздние и более авторские произведения.
 
Галина Манжола, ведущий научный сотрудник музея: "Как он говорил - для меня важно напряжение передать в скульптуре. Здесь мы этого совершенно не видим - свободные позы. Рука мастера видна в совершенстве. Любой мастер который создает свой собственный стиль, владеет конечно классическим искусством, поэтому эта работа относится скорее к этому периоду".
 
Удивительно, но на Урале - на родине Неизвестного, других его крупных монументов, кроме Науки и Искусства нет. В 90-х годах прошлого века мастер хотел установить в Екатеринбурге маску скорби, но тогда власти толи не нашли на это средств, то ли запретили установку по политическим соображениям. Чем очень обидели легендарного скульптора.