Как агент Фогл превратил секретную миссию в клоунаду

218 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Сегодня последний день, когда американский гражданин, по паспорту Райан Фогл, может оставаться в России. 29-летний третий секретарь посольства США был объявлен персоной нон грата за то, что попытался завербовать российского контрразведчика.

То, как это происходило, больше похоже на сценарий какой-нибудь забавной комедии про шпионов - с переодеванием, париками. Но самое смешное, что все это правда. Почему ежегодно в России ловят десятки разведчиков, но славы заслуживают только такие, как Фогл, - рассказывает наш корреспондент Евгений Давыдов:

Райан Фогл - совсем не напоминает героя бондианы. На первом допросе он и поднятые с постели сотрудники американского посольства, словно провинившиеся школьники, которых учитель заставил написать сто раз фразу: «Мне нужно прекратить играть в глупые шпионские игры времен холодной войны против наших русских друзей».

Парик, очки, компас, бумажный атлас, допотопный телефон и куча денег наличными. Шпионский набор Райана Фогла привлек к себе больше внимания, чем его непосредственная деятельность. Он был очевиден и комичен. Пожалуй, даже не прилагая особых усилий можно найти гораздо более хитроумные и интересные штуки.

Явно списавший образ с Жоржа Милославского, третий секретарь политического отдела посольства США, пытался завербовать сотрудника ФСБ, занимающегося борьбой с экстремизмом на Северном Кавказе. За сотрудничество агент ЦРУ предлагал миллион долларов, первые сто тысяч, - почему-то в Евро, - готов был передать немедленно.

Дмитрий Лабин, профессор МГИМО МИД России: «Они обычные люди, с обычными человеческими качествами. И кто как действует в тот или иной момент, уже сложно говорить - тактическое ли это решение или самодеятельность разведчика, может, по неопытности, по молодости».

Действовал Фогл действительно топорно. Представившись «другом», дважды звонил объекту вербовки. После первого звонка, сотрудник ФСБ видимо доложил руководству и получил санкцию на встречу. Фогла вели от самого посольства, откуда он как бы «скрытно» выехал на заднем сидении авто. Затем заехал на один из автосервисов и, поменяв парик и одежду, отправился на встречу.

Арсен Мартиросян, писатель, сотрудник внешней разведки КГБ СССР: «Провалиться на вербовочном подходе - это что ж за разведчик был?! Как правило, это проваливается на агентурной связи».

В прошлом сотрудник внешней разведки КГБ Арсен Мартиросян в недоумении. Однако иронизировать по поводу горе-коллеги не спешит. Вспоминает знаменитую историю с «камнем», оставленным британской разведкой, напичканным электроникой для коммуникации агентов. Он тоже выглядел, как детская игрушка, и мало чем отличался от парика и темных очков. Но именно поэтому такой - простой подход был успешным. Впрочем, то была работа британских спецслужб.

Арсен Мартиросян, писатель, сотрудник внешней разведки КГБ СССР: «Вот британская разведка работает тонко! Стремится запредельно максимально обеспечить безопасность своей агентуры. Их очень трудно поймать с поличным. Американцев же ловят по всему свету с поличным. А британскую разведку крайне сложно поймать! И высшим классом в советской контрразведке считали поимку именно британского шпиона».

Маскарад агента вызвал иронию и в Штатах. Журналисты и эксперты уверены, что если информация обо всей этой шпионской бутафории правда, то ЦРУ в очередной раз опозорилось - подобные методы устарели ещё во времена Холодной войны.

Посол США Макфол после часа позора в российском МИДе, где ему вручили ноту протеста, только помахал журналистам рукой. По неофициальным данным, горе-сотрудника ЦРУ мог задержать сам "кандидат на вербовку", хорошо владеющий силовыми приемами. А интерес американцев к специалисту по Северному Кавказу, некоторые источники объясняют недавним терактом в Бостоне.

Сергей Железняк, депутат Госдумы РФ: «Вместо того чтобы пытаться утащить какие-то наши данные, гораздо мудрее для наших американских коллег цивилизованно сотрудничать в деле борьбы с терроризмом, потому что это общее зло».

Работа под дипломатическим прикрытием - общемировая практика. Не только в России, но и во всем мире контрразведка почти всегда точно знает, кто из иностранных дипломатов работает по заданию спецслужб. Впрочем, прикрытие может быть любым.

Арсен Мартиросян, писатель, сотрудник внешней разведки КГБ СССР: «Если есть потребность заняться электронным шпионажем - прикроются какими-нибудь научными учреждениями. Если надо в вопросах политики, истории что-то - обязательно прикроются каким-нибудь центром стратегических исследований».

Валерий Малеваный, историк спецслужб: «За прошлый год выловили 47 кадровых профессиональных разведчиков. Плюс арестовали 120 простых агентурных разведчиков, которых перевербовали здесь. То есть это обычная, рутинная работа спецслужб».

Эта, смахивающая на анекдот, шпионская история, вполне могла остаться без огласки. Как, например, выдворение из страны сотрудника ЦРУ Бенджамена Диллона в январе этого года. Он, кстати, тоже работал третьим секретарём посольства и тоже попался на вербовке российского контрразведчика. Но наглость с какой в последнее время действует на нашей территории ЦРУ, требовала именно такой показательной порки.

Алексей Пушков, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам: «Все зависит, как правило, от политического настроя руководства обоих государств. Если политический настрой - преодолевать такие эпизоды с минимальным ущербом для отношений и продолжать выстраивать эти отношения на особо важных направлениях в конструктивном ключе, вот если такой политический настрой есть в Москве и Вашингтоне, тогда этот кризис будет довольно скоротечным».

29-летний Фогл объявлен в России персоной нон-грата и в ближайшее время должен вернуться в США. Впрочем, слава успешного разведчика на родине ему явно не грозит - на Джеймса Бонда не тянет. А в западной прессе Фогла уже прозвали жалкой пародией на Остина Пауэрса.