Кадры, которые и есть история
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
На сегодняшний день в России осталось 3 миллиона 2 тысяч ветеранов Великой отечественной войны, еще 3 года их было в 3 раза больше - 11 с лишним миллионов. Их с каждым годом становится непоправимо меньше. Тех, кто лично пережил, кто может рассказать правду о войне.
Нам остаются только их воспоминания, да скупые кадры хроники. Наш корреспондент Евгений Давыдов узнал о судьбе героев самых известных военных фотографий и встретился с тем, кто сам сражался с винтовкой и камерой наперевес. Он точно один из последних.
О судьбе отца он узнал через 23 года после войны. Снимок в газете «Правда» показал сначала сестрам, и лишь потом - тяжело больной в тот момент матери.
Иван Еременко, сын А.Еременко: «Когда я глянул - у меня сердце сжалось, он! Вроде отец! Это в газете «Правда» было. Душа горит, понимаете? Потому что тут родной человек! Отец. Я его видел, когда мне было 12 лет. И попрощался. И он ушел».
Фотография Макса Альперта стала легендой войны. И долгое время было неизвестно, кто изображен на снимке. Сегодня в родном Запорожье к памятнику знаменитому земляку приходит весь город.
День Победы в семье Ерёменко - главный праздник. Ивану Алексеевичу - 86. И сегодня он сам получает поздравления. Впрочем, героем себя не считает. В маленькой квартире всё напоминает об отце. Медали с его изображением, вырезки из газет и, конечно, фотографии.
12 июля 1942 года недалеко от Луганска, у села Хорошее шли ожесточенный кровопролитные бои. Заменив раненого командира, политрук Еременко поднял роту, как оказалось, в последнюю атаку.
Во время военных действий фотографов старались беречь и не подпускали близко к линии огня. Однако атака началась настолько стремительно, что фронтовой корреспондент не успел отойти на безопасное расстояние. Сделал снимок, тут же в объектив попал осколок от снаряда. В горячке он даже не спросил имени комбата. Да и вообще подумал, что снимок утерян.
Позже оказалось - плёнка цела. Снимок сначала опубликовали во всех фронтовых газетах. Но когда в армии ввели погоны, то печатать офицера со старыми знаками отличия не стали. Так и пролежал этот кадр в личном архиве фотографа.
Иван Еременко, сын А.Еременко: «Редактор говорит, кто нас поймет - мы уже под Сталинградом, отступаем, а тут наступление. Поэтому снимок залежался».
Юрий Кривоносов, фотограф, ветеран ВОВ: «Была сложная работа, потому что люди исчезали. Они снимают сегодня бойца, а завтра его уже нету. Вот выходит фронтовая газета, там подвиги каких-то ребят. А их уже нет!»
Через его руки прошли десятки тысяч военных снимков. Свою фотографическую жизнь Юрий Кривоносов начал со службы в аэрофоторазведке, а после Великой Отечественной продолжил лаборантом в «Огоньке». Снимок Дмитрия Вальтерманца «На военной дороге» для него - самый трагический кадр войны.
Юрий Кривоносов, фотограф, ветеран ВОВ: «Даже лицо его видно. Ввидно, что не один день он там валяется на дороге. Смотрите, какая трагедия! Наш солдат лежит, штык, там подбирает похоронная команда. И самый несчастный, брошенный, чей-нибудь сын, брат. Вот трагедия настоящая!»
И таких трагедий было не счесть. До наших дней дошли тысячи фотографий и метров хроники. И именно по ним будущие поколения узнают правду о той священной войне. Ведь людей с этих чёрно-белых кадров с каждым годом становиться всё меньше.
Еще три года назад Абдулхаким Исмаилов мог сам рассказать историю этой знаменитой фотографии - вот он, молодой красноармеец в фуражке, водружает знамя на покорённый Рейхстаг. Но, его не стало и теперь даже эти кадры - история. Абдулхаким Исакович освобождал Одессу, пять раз был ранен, но дошёл до Берлина.
Снимок сделал военный корреспондент Евгений Халдей второго мая 1945 года. Он специально носил в сумке кусок красной скатерти. Забрался на крышу Рейхстага и попросил случайных бойцов попозировать, чтобы запечатлеть победоносный момент войны.
Юрий Кривоносов, фотограф, ветеран ВОВ: «Надо было, чтоб один грузин был, один русский, такая задача. А они там ставили или нет… Но, видимо, они. Их там снимали. И это была не постановочная съемка, а организованная съемка!»
Улицы Ленинграда 1941 года и Санкт-Петербурга семь десятилетий спустя. Кадры одного и того же места совмещены максимально точно. Перед глазами проходят ужасы блокадного Ленинграда…
Сергей Ларенков, фотограф: «На Невском проспекте осталось очень много сделанных фотографий военных. Мы можем почти каждый дом найти здесь».
Сцены на цветных фотографиях настолько точно соответствуют черно-белым, а переходы такие плавные, что кажется, будто прошлое перетекает в настоящее. Мечта Сергея Ларенкова - снять крышу Рейхстага с той же точки, что и 68 лет назад снимал Евгений Халдей.
Сергей Ларенков, фотограф: «Фотография - это мгновение. Застывший миг ушедшей эпохи. Он остается навсегда. Его, скажем, неизвестный фотограф когда-то сделал, и он остался. Остался для всех в памяти, которая сохранилась на пленке, на бумаге. Я пытаюсь привязать это к нашей действительности».
Самому молодому из них уже далеко за восемьдесят. Передать словами или фотографиями то, что пережили они, конечно, невозможно. А их память, сохранившая все ужасы Великой войны и радость Победы - уйдет вместе с ними. И тогда останется только наша собственная память. Вечная память героям…