Ситуация в Косово стала острой темой этой недели

108 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Евросоюз поставил жесткие рамки - Белград должен был до конца недели договориться с Приштиной, иначе вступление Сербии в ЕС откладывается на неопределенный срок. Стороны договориться не сумели.

Спор из-за нескольких северных поселков, где живут сербы и не подчинются косовским властям. Лишь корпус миротворцев не дает вспыхнуть новой гражданской войне. Независимость Косова признает половина стран членов ООН, половина не признаёт, в том числе Россия. 9 апреля в крае как раз отмечали праздник - день Конституции.

Репортаж корреспондента Пятого канала Елены Норкунайте.

Первая конституция фактически зафиксировала разделение самопровозглашенной  республики. И мост в косовской Митровице - ярчайший тому пример. Раньше он соединял два берега, сейчас  - это символом вражды. С одной стороны - лагерь албанцев, с другой - косовских сербов. И на этом берегу, на территории сербского анклава, местные жители никогда не будут следовать чужим правилам.

Это тот же 2011 год. Именно здесь власти самопровозглашенной республики хотят установить новую границу. Тогда КПП «Ярине» сгорел дотла. Спустя два года, буквально через двести метров, - вырос новый пункт досмотра.

Но сотрудников пограничной и таможенной службы из Приштины пока доставляют  только воздушным путем. Сербские повстанцы круглосуточно дежурят на трассах. Ни одна машина не пересечет  без проверки этот блокпост.

А вот официальный Белград постепенно сдает позиции. Восьмой раунд переговоров в Брюсселе, - и опять неудача. Власти Сербии уже всего лишь просят, чтобы на территории анклавов в Косово и Метохии были собственный суд и полиция. И только местные жители до сих пор протестуют, требуют не односторонних, а взаимных уступок.

Многие косовские сербы даже сам факт переговоров считают унижением. Около ста тысяч человек сейчас живут в полной неизвестности.

Слободан Милонович: «Если выйдет  так, что албанцы получат права на нашу землю, - они нас убьют. Одна надежда, что русские нам помогут, не оставят нас».

Это - Косовска Митровица. Албанская сторона, но сербское кладбище. Большинство могильных плит здесь расколоты, где-то видны следы поджогов. Очевидно, что местные жители не испытывают никакого уважения ни к покойным, ни к православной вере их родственников.

И такая ситуация почти в 15-ти населенных пунктах Косово и Метохии. Только  по официальной информации,  осквернены около 150ти могил. Реальные цифры гораздо страшнее. На той территории Косово и Метохии, которую контролируют албанцы, никогда не считали такие погромы, -  преступлением. У косоваров своя правда и свои герои.

Это 2004 год. Несколько тысяч человек, - это, конечно, не сербы, - рукоплещут безбожникам. Бобан Тодорович один из тех, кто восстанавливал публично оскверненный  христианский храм.

Монастырь знаменит уникальными фресками. В южной части церкви их уже отреставрировали, - на работу ушло почти два года. Еще важнее для сербов, - поддержка  русской церкви и русского  народа.

За последние 14 лет на территории Косово и Метохии были уничтожены сотни сакральных объектов. Среди них - более 60ти памятников православной культуры. Сожжены или украдены тысячи икон, десятки тысяч - предметов церковной утвари. Восстановление православных храмов Сербии проходит под эгидой Юнеско. Россия выделила на реконструкцию святынь два миллиона долларов.

Но, например, церковь Св. Архангела Михаила после тщательной реставрации не простояла и двух недель. Косовары, этнические албанцы осквернили и разграбили христианский храм. Лики святых на росписях были обезображены, а в середину алтарного престола вандалы положили мертвого голубя.

Городок Штимле - в  30-ти километрах от Приштины. Церковь св. Михаила на возвышении. Буквально в нескольких метрах от храма, - огромный флагшток. Как будто символ новой власти. Власти, которую до сих пор не признает Сербия.

У Сербии сейчас две основные проблемы. На севере Косово,   - где фактически самый большой сербский анклав, и на юге, - там монастырские земли, - Метохия, - которую Приштина попросту не хочет  возвращать православной церкви. Неудивительно, что иногда косовские сербы отвечают косоварам взаимностью.

Пять лет назад Косово стало албанским, а Приштина  - официальной столицей самопровозглашенной республики. Хотя у города с богатой многовековой историей и раньше был такой статус.  Правда, не государственный, всего лишь провинциальный.  Приштина его получила почти сорок лет назад, по декрету коммунистического правительства.

Статуя американской свободы, памятник любимому герою, развязавшему очередной балканский конфликт, - Биллу Клинтону. Это уже современная Приштина.  В день конституции у косоваров - выходной.

Уже совсем скоро паспорта ООН заменят на официальные, косовские. Визовый режим, по мнению Запада, возможен с первого июня. Как в Югославии, жить вместе большинство косоваров больше  не хочет. Главное теперь, - жить хотя бы  мирно.

Многие эксперты сейчас  сравнивают Косово с Северным Кавказом. Местные власти не могут, да и не хотят бороться с преступностью, коррупцией, банальным неисполнением законов.  Клановость, закрытость, мафиозность, - это, по мнению политологов, - чуть ли не основные черты непризнанного государства. Поэтому в лучшем случае, - Косово станет этнически чистым через 10-15 лет. В худшем, - Балканы снова назовут  пороховой бочкой Европы.