Сегодня поздравления принимают моряки-подводники
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Сегодня поздравления принимают моряки-подводники. Профессиональный праздник отмечают целыми семьями. Торжественные мероприятия - на всех главных базах и в пунктах базирования флОта. И хоть отмечают лишь с 96-го года, но начало "потаённой службе" - как она называлась раньше - дал указ Николая Второго.
107 лет назад субмарины были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. А уже сегодня российские учёные готовят новый тип "туристической" субмарины. Наш корреспондент Наталья Дубровская - о романтиках подводных глубин.
Иван Федорович помнит все подробности службы на флоте. Имена и события настолько свежи в памяти, что и спустя 50 лет он может рассказать в деталях о каждой операции. Этот стилизованный черный ящик напоминает о самом тяжелом испытании. Здесь хранятся данные о непрерывной работе экипажа атомохода в течении двадцати часов. Во время аварии на парогенераторе в 63-ем.
Это был первый в истории страны автономный поход - аварию удалось ликвидировать, сохранить экипаж и саму субмарину. За проявленное мужество командира Морозова наградили орденом Ленина. Позже советские атомные подлодки впервые в мире смогли пройти почти 20 тысяч миль под водой, не всплывая. За этот поход - уже была звезда героя. Кто-то назвал бы все это блестящей карьерой. Но только не сам Иван Федорович.
Иван Морозов, герой Советского Союза: "Раньше не за награды служили мы, ну интерес был, молодые были в то время и на одном месте не хотелось, все новое, новое, когда в училище пошел морское, то сразу решил связывать с подводными лодками службу".
К началу Великой отечественной СССР располагал двумястами одиннадцатью подводными лодками разного типа. Это был самый мощный в мире флот. Но в начале 90х годов прошлого века подводники оказались в непростой ситуации. Число кораблей резко сократили, и многим - с обидой и сожалением - пришлось поменять направление службы. Игорь Гунька ходил на субмаринах больше 10 лет. Теперь заведует единственным в стране музеем подводных сил. Вот самые первые суда - тогда их называли «потаёнными». А это то, что не смогли изменить ни прогресс, ни технологии, и вряд ли что изменит в будущем - переборочный люк. Такие установлены между отсеками. В случае аварии в одном из них - средство связи. Данные передают одним и тем же способом - с царских времен и по сей день.
Субмарина "С-189" иллюстрация того, что происходило со списанными кораблями. Подлодка была в строю почти 35 лет. Казалось, ее затопили навсегда, и судьба корабля решена. Однако потом о нем неожиданно вспомнили, подняли со дна Купеческой гавани Кронштадта и, отремонтировав, сделали музеем.
Подводный флот в России появился по высочайшему указу Николая 2. Есть легенда, что новоиспеченные подводники запросили себе слишком высокое по тем временам жалованье.
Монарх ответил не раздумывая: «Дайте сколько просят. Эти либо сгорят, либо утонут». Царь, вероятно, не сомневался - выбор этой профессии не может быть случайным, и люди, готовые служить на глубине осознают риск, и всегда знают, на что идут.
Скоро получить представление - пусть и отдаленное - о том, как это погрузиться на субмарине и что же там - на глубине - смогут обычные туристы, никогда не имевшие отношения к подводному флоту. На Адмиралтейских вЕрфях в Петербурге сейчас создают опытный образец двухместной лодки, которая сможет быть полезной и для научных исследований. Она развивает скорость до пяти километров в час и погружается на глубину до сорока метров.
Владимир Тараданов, руководитель проекта: "В отличие от существующих туристических аппаратов, рынок уже сейчас появляется, зарождается в мире, у них только наверху колпачок стеклянный чтобы обозревать. нам же не требуется столько мощность, поэтому она прозрачная внизу и вверху полностью".
Мини-лодку планируют запустить в серийное производство. Тогда, возможно, к празднованию Дня моряка-подводника присоединятся и люди абсолютно разных профессий. Ведь было время, когда памятная дата в России была забыта. Ее перестали отмечать после революции. Праздник вернули лишь спустя почти восемь десятилетий. И хочется верить, что на этот раз навсегда.