Сто сорок лет со дня рождения Фёдора Шаляпина

43 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Ещё при жизни крестьянский сын - стал легендой. В его биографии было всё: криминальные истории, большая любовь, политика, и много труда. Именно Шаляпин сделал - на тот момент революционное открытие, певец - не просто исполнитель, он должен прочувствовать текст. За этот драматизм Шаляпина полюбил весь мир, а в России придумали особое звание.

Репортаж корреспондента Пятого канала Максима Уразаева. 

Слышали в стране Шаляпина без преувеличения все. Но мало, кто видел. К примеру, эту карикатуру певца на самого себя - миллионера из народа. Несмотря на мировую известность, выходец из крестьян в царской России не имел права на награды. А потому изобразил себя с кукишем на груди и надписью: «Русский орден». Годы спустя, при большевиках Шаляпин стал первым в истории страны народным артистом.

Народному артисту, человеку из народа давался и образ царя Грозного, и кузнеца Еремки - грим своим героям Шаляпин придумывал сам. Артист буквально рисовал себе разные лица - никогда не доверял себя гримировать. Одевался для многих ролей - тоже сам. Так, с тарелкой для бритья на голове Шаляпин-Дон Кихот покорил все оперные площадки мира.

Дом Шаляпина в Петербурге  - свидетель иных его талантов. Бюст жены - Марии Валентиновны. Вылеплен руками артиста - певец вполне мог стать и известным скульптором. И актером кино. В картине режиссера Иванова-Гая Шаляпин-Грозный  не произносит ни слова - это немое кино начала века. Слова, а вернее знаменитая фраза родится потом - играть надо так, чтобы собачка выходила. Ее приписывают Шаляпину, любившему французских бульдогов.

Современному зрителю из наследия Шаляпина-актера остались две картины и кадры кинохроники. Увидеть, как пел артист, нет возможности. Но можно услышать  -  в записях и  многочисленных попытках повторить голос Шаляпина.

В классе Шаляпина в Мариинке, как и век назад звучит бас. Конечно, другой, не шаляпинский. На стене висит автопортрет - набросок гримом.  Шаляпин в образе Досифея - мудрого старца из оперы «Хованщина». Словно намек из прошлого - многогранность его таланта не повторить.