Спорная сотня. У школьников появился дополнительный список книг
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Вслед за собранием кинематографа для российских школьников, в Министерстве образования определились с сотней внеклассных книг. Умную литературу, выбирали профессора из Петербурга...
Они в свою очередь тоже проходили по-конкурсу. Естественно без разночтений не обошлось. Известно, что перечень произведений будет меняться каждые 10 лет. На чём сейчас остановились расскажет наш корреспондент Наталья Дубровская.
В классе, конечно, все по программе. С лучшими книгами для самостоятельного чтения старшеклассники еще не знакомы. Как и учителя, которые не успели изучить рекомендации Министерства образования. Однако опытному педагогу и одного взгляда достаточно, чтобы сделать вывод.
Ольга Кривунь, учитель русского языка и литературы: "Весь список я считаю неприемлем, потому что здесь сочетаются такие произведения для средней и старшей школы как Виктор Драгунский или Носов, это конечно начальная школа. Но очень мы довольны что в список попали такие как "Блокадная книга". Этой книги не было".
Список из ста лучших книг сформировали по желанию президента. Сначала все было вроде бы демократично. Публичный отбор, голосование в интернете. Но что-то пошло не так.
В петербургском университете работали над списком несколько месяцев - и с большим воодушевлением. Стараясь отобрать разноплановую классику. От поэзии серебряного века, исторических и философских произведений до современных книжных хитов. Но после утверждения министерством образования ста книг выяснилось - 50 процентов выбранной литературы заменили.
Выиграв конкурс, право выбора получил СПБГУ. Игорь Сухих лично отбирал и авторов и произведения. У профессора была концепция, но после коррекции списка от нее ничего не осталось.
Игорь Сухих, профессор СПБГУ: "У меня было ощущение что иногда вот после того как университет свою часть работы сделал, дальше с этим списком работали по принципу такому - кто-то пробегал мимо, заглянул, и сказал - а почему нет этого? И вот неизвестный составитель выбрасывает позицию, которая кажется ему уязвимой".
Из списка исчезли Бродский, Солженицын, Вознесенский, древне-русские летописи… Зато школьники смогут насладиться чтением национальных эпосов - азербайджанского, армянского и калмыцкого. Такая метаморфоза немало озадачила профессора СПБГУ. Но обрадовала гостя из ближнего зарубежья. Он-то эти легенды знает. Манас - преподают в киргизских школах.
Салиджан Закиров, дворник: "Манаса уважаем, гордимся, он такой богатырь был. 2 метра 40 сам был, здоровый такой был. Я читал".
Но в основе списка, конечно, классика, не вошедшая в школьную программу. «12 стульев», «А зори здесь тихие», «Два капитана». Конечно, Булгаков, Стругацкие, Шукшин… Никакой зарубежной литературы. По мнению экспертов, в перечне и так хватает произведений, которые школьникам в силу возраста изучать рановато.
Юрий Поляков, главный редактор Литературной газеты, писатель: "Тот кто читал остров крым, тот понимает, что этот роман не только по своему антигосударственному пафосу и сценам свального греха - это не для школьников. Так же я думаю, школьники ничего не поймут в очерках русской смуты".
Старшеклассники обязаны прочитать среди прочего - "Приключения Незнайки" и "Старика Хоттабыча". Что так же кажется странным. Но выполнимым - расширять эрудицию подростки будут в добровольно-принудительном порядке. На семинарах и факультативах.