В России вступает в юридическую силу закон о некоммерческих организациях

53 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Завтра в России вступает в юридическую силу закон о некоммерческих организациях. Попытки внести коррективы в документ не нашли поддержки у законодателей. "Статус иностранный агент" будет применяться для общественных организаций, занимающихся политикой и получающих финансирование из-за рубежа.

Те будут обязаны отчитываться о своей деятельности в уполномоченный государственный орган. Наш корреспондент Леонид Грозин продолжит тему.

Главным заграничным донором российских НКО до последнего времени было агентство USAID - десятки и сотни тысяч долларов из-за океана шли на поддержку самых разных организаций - от фондов по защите дикой природы, до оппозиционных партий и движений. С принятием закона об НКО Фонд поддержки демократии по-американски приказал долго жить. Но свято место, пусто не бывает. Нишу, освобожденную одним фондом, занял другой.

Формально новый Фонд - независимая организация. Никаких политических целей перед ЮСАРЭФ не ставится. Их предшественники - совсем другое дело.

Однако и ЮЭСАРЭФ - не клуб меценатов. Список членов правления фонда впечатляет. Американские послы в России, советологи, политики. Все бывшие. Но влияние отставников на внешнюю политику Штатов не стоит недооценивать. И, прежде всего, это касается отношений с Россией.

10 лет назад конгресс США и Госдепартамент профинансировали создание Российско-Американского инвестиционного фонда (TUSRIF). Цель - чистая коммерция. Инвестируя в российскую экономику, TUSRIF заработал около миллиарда долларов.

Но в 2010 году деятельность Фонда была свернута, а все активы распроданы. После этого, на счетах осталось примерно 150 млн. долларов, которые предполагалось потратить на поддержку новых демократических программ в России.

Деньги собирались поделить между правоприемником TUSRIF - USRF, Конгрессом и Госдепартаментом. Но в последний момент американское правительство сократило финансирование USRF в 2 раза.

Судя по переписке между работниками Фонда и сотрудниками американского конгресса - сотни писем появились в открытом доступе накануне - за эти миллионы развернулась нешуточная борьба.

"В правительстве США считают, что фонд USRF работал недостаточно активно в области продвижения демократии, обеспЕчения принципа верховенства закона и свободных выборов...если у правительства США или какой-то другой организации имеются идеи по поводу того, что мы должны делать и чего мы не делаем, то почему бы им не прийти к нам и не изложить свои предложения."

Кто платит, тот музыку и заказывает. Американское правительство дает деньги - значит имеет право требовать отчета и прямо указывать формально независимому фонду, кто именно первый в очереди на новый грант. Стоит ли говорить, что защитники животных или прав инвалидов - далеко не в начале этого списка.

"Нам необходимо ориентировать финанси­руемые США программы на партнерство с российскими орга­низациями, разделяющими западные ценности. Русские действи­тельно могут изменить свою страну, а мы - Америка - можем поддержать их ".

Но задача осталась прежней - нести миру демократию. Где-то процессу помогают бомбы и бесплатное натовское оружие, где-то - дело ограничивается лишь финансами. Две модели объединяет лишь одно - негласная поддержка противников действующей законной власти.

USRF начал работать в России сравнительно недавно - всего 4 года назад. Но сделать миссионеры успели многое: привлечь в ряды правления фонда представителей малого и среднего бизнеса, чиновников и юристов. Особый упор делается на работу с молодежью.

Закон об НКО, получающих деньги из-за границы, вызвал волну возмущения. Мы не иностранные агенты, - обиделись правозащитники. Но речь в документе идет лишь о бухгалтерии. К деятельности Фонда формальных претензий нет - он поддерживает не сами фонды, а лишь их проекты. Все предельно корректно: культура, экономика, право. И, конечно, ценности настоящей демократии по-американски.