На Камчатке идет генеральная уборка Авачинской бухты
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
На дне скопились сотни тысяч тонн ржавого металла - там не меньше 70-ти затонувших судов. Причём, некоторые топили намеренно - это делали браконьеры, чтобы не платить штраф, или же владельцы, чтобы не нести расходы по утилизации.
Репортаж Даниила Горчакова:
Этот рыболовный траулер по имени «Светлый» солнечного света не видел почти два года. Позапрошлой зимой судно ушло под воду прямо у пирса. Сборщики цветного металла выкрутили заглушки из дорогостоящий латуни. «Светлый» - один из первых затопленных кораблей, который удалось поднять на поверхность. Этой генеральной уборки в Авачинской бухте ждали почти полстолетия.
Павел Киселев, инспектор отдела по надзору на море Росприроднадзора: «Ну я не знаю годов, наверное, с 60-х началась вся эта история. Больше половины военных судов - это военное имущество выводимое из использования. Плюс рыбаки, корабли, потерпевшие крушение».
Так выглядят корабельные кладбища глазами дайверов. Перед подъемом старых судов, многие из которых пролежали на дне не одно десятилетие, их корпуса скрупулезно осматривают аквалангисты. Металл от воздействия морской воды потерял прочность.
Игорь Вржещ, дайвер: «Корабли там дырявые, корпуса гнилые. Из них нефтепродукты просто сочатся».
Нефтепродукты - это еще самое безобидное, что может сочиться из затопленных кораблей. Как говорят специалисты, обычная медь при длительном контакте с морской водой образует крайне ядовитую окись. В деталях гражданских судов много и других опасных веществ. А что использовалось в военных кораблях - военная тайна.
Андрей Пазенко, директор утилизирующей компании: «На среднем траулере гражданском - около 30 кг кадмия. Более сильные отравляющие вещества только ртуть и мышьяк. Они тоже содержатся в различных приборах. Это тяжелые металлы они никуда не денутся, они останутся в бухте, если эти суда не извлечь на поверхность».
Всего, по данным Росприроднадзора, на дне Авачинской бухты около 70 затонувших кораблей. Это примерно 20 тысяч тонн различных металлов. Сейчас на медь, олово и другие цветные металлы установились довольно высокие цены на мировом рынке. А значит, доставать из-под воды старые посудины оказалось просто выгодно. Но меньше судов-утопленников в Авачинской бухте не становится.
На этих кадрах, сделанных мобильным телефоном, последние секунды судна «Финист». Российскому экипажу этого траулера, который ходил под удобным флагом королевства Камбоджи, оказалось выгоднее затопить корабль, чем пустить на борт пограничников. Штрафы за браконьерский промысел краба или рыбы намного превосходят остаточную стоимость таких посудин. Сейчас десятки подобных шхун, чьих капитанов поймали с поличным, дожидаются судебных решений, которые позволят отдать их в утилизацию до того, как корпуса окончательно проржавеют и они пойдут на дно.