75 лет назад на центральной телефонной станции в Москве запустили «говорящие часы»
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Именно тогда вся страна узнала - кремлевские куранты оказывается показывают не совсем точное время. Стрелки подводили с помощью обычного стационарного телефона, приятный голос диктора сообщал часы и минуты - услуга, кстати, работает и сегодня.
Репортаж корреспондента Пятого канала Виталия Втулкина.
Есть точное московское время, а есть самое точное московское. Узнать которое горожане могут по телефону. Часы разговаривают, оказывается, из-за этой двери. Если еще конкретнее, - то москвичи дозваниваются на специальный сервер, связанный с электронным циферблатом. Его близнецов, кстати, в столице установлено еще 9. Подводить, в привычном плане, вручную, ничего не надо. Хитроумная техника сама справляется, синхронизируясь с радиосигналом. За 12 лет, рассказывают смотрители, только однажды время здесь остановилось.
За то, что часы обрели голос, спасибо товарищу Сталину. Очень ему понравился опыт французских инженеров, которые первыми сделали время разговорчивым. И вот в 35-м их советские коллеги получили ответственное партзадание. Пока они озадачились, как это сделать, на самом верху решалось, кто отдаст свой голос.
В итоге, рассказывают в московском университете связи, где, как раз, и создали проект первого отечественного автоинформатора - того самого устройства, что сообщало время, наши часы заговорили тембром диктора Всесоюзного Радио Эммануила Тобиаша. Записывали его тут же, в университетской студии, на магнитную пленку. Которую затем, с точностью, буквально, до миллиметра, резали.
А затем, также скрупулезно склеивали часы и минуты. Чтобы московское время в телефонной трубке зазвучало по-настоящему, искренно, что ли.
Сразу после войны мужской голос заменили на женский. Отбором занималась спецкомиссия. Вплоть до 70-го, сверяющие часы москвичи, узнавали в телефоне Ольгу Высоцкую. Следующей стала тоже, Ольга - Фриденсон.
Интересно, что голос московского времни долго воспроизводила немецкая, нет, не трофейная, купленная в Западной Германии машина. Принцип - как у патефона. На магнитном диске - 24 часовых дорожки и 60 минутных. А вот с точностью до секунды, тогда подвести часы по телефону было нельзя. До того техника еще не дошла.
С 93-го и до сих пор москвичам про время рассказывает Людмила Веселова. После ее смерти телефонисты пробовали подобрать замену, но, в итоге, она осталась голосом самого точного московского. Даже более точного, уверяют, чем на Курантах. Пусть и на несколько тысячных секунды.