45 лет назад советские телевизионщики раскрасили эфир
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Если сказать точнее, это были советские инженеры. Цветное чудо появилось на отечественных телевизорах «Радуга», за основу взяли французскую систему передачи сигнала – SECAM. Несколько минут красочного эфира тогда показывали всего раз в неделю, у экранов замирала вся страна.
Репортаж корреспондента Пятого канала Дмитрия Пищухина.
Первая цветная передача была приурочена к юбилею Октябрьской революции. Но если для партийной верхушки, мероприятие было идеологическим, то для телевизионщиков, скорее, техническим. Алые флаги, голубое небо, зеленые крыши Кремля - ни какой другой праздник не смог бы продемонстрировать все возможности цветного ТВ.
Эффект был ошеломляющим. Казалось, что волнение зрителей передалось опытным телевизионщикам. Сломалась камера, которая снимала трибуну политбюро, сценарий менялся по ходу программы, а ведущая боялась, что в цвете вся страна увидит ее покрасневшие щеки.
Элеонора Шашкова, ведущая первых программ цветного ТВ: «Тексты, которые шли между кадрами кино, которые шли по минуте две, меняли просто во время кадров. Со мной был полуинфаркт, но, слава богу, у меня память хорошая тогда, поэтому я запоминала смысл того, о чем надо говорить».
Новую эпоху советского телевидения озаглавили «Радуга, зажгись!». В витринах больших магазинов по всей стране были установлены первые цветные телеприемники. Всматриваясь в радужную картинку, многие отмечали, что краски не такие сочные, как в жизни.
Но задолго до премьеры, СССР предстояло выбрать систему, в которой бы осуществлялось телевещание - немецкий PAL или французский SECAM. Отечественная система, названная в честь Министерства связи, которое ее создавало - НИИР была еще не доработана.
В результате было решено отдать предпочтение французам.
Александр Непомнящий - один из первых в стране увидел телевидение в цвете. В шестьдесят седьмом он был начальником лаборатории, которая производила телеприемники «Радуга». Вспоминает, как проверяли цветопередачу с помощью журнала «Огонек» и поздравительных открыток с пышными букетами роз.
Александр Непомнящий, руководитель информационно-аналитического центра завода им. Казицкого: «Стоит только посмотреть на телевизионный экран и начинается: «Вон он у тебя немножко желтый». Телесные цвета оказались наиболее критичными для зрителя».
Телевизионных «цветных» специалистов, как «творцов» и «технарей», пришлось переучивать. Костюмы, грим, декорации - особенности сочетания цветов и оттенков требовалось учитывать во всем. К тому же выяснилось, что на ТВ каждый четвертый работник - дальтоник.
Уже через десять лет в цвете станут выходить все передачи Центрального телевидения. Но из-за баснословной цены телевизора - первое время он стоил почти как новый автомобиль - в советской семье повсеместно он появится только к концу восьмидесятых.
Появление цветного изображения ждал каждый телезритель. И хотя понимали, что для просмотра программ нужен специальный телевизор, многие включали свои черно-белые приемники, в надежде увидеть цвет. Но даже те, кто имели дорогие телеприемники «Радуга», наслаждались красочной картинкой всего один раз в неделю, по выходным в течении всего одного часа. В народе появилась шутка: « - У вас есть цветной телевизор? - Да, коричневый».