Самый жесткий антитабачный закон уже поступил в Госдуму. Треть страны замерла в ожидании

68 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Курить запрещается практически везде - новый и самый жесткий антитабачный закон поступил на этой неделе в Госдуму, правительство его уже одобрило. С 1 января 2015 года курильщикам станет неуютно везде - в кафе и театре, в поезде и на корабле, на работе, на пляже и даже в подъезде. Иначе штраф. Сигареты также подорожают в разы.

Вопрос очень острый - в России курит почти каждый второй. Минздрав утверждает - вредная привычка отнимает 9 лет жизни у мужчин и 6,5 у женщин. Но ведь почему-то 40 миллионов россиян продолжают курить и уже придумали способы, как избежать запрета. Репортаж Марины Канцлер:

Табак Дмитрий выращивает на своем дачном участке, и развешивает потом прямо на кухне. Высушить, отферментировать в духовке, покрошить машинкой для резки лапши - и курите на здоровье.

Дмитрий называет себя огородником. С огорода и живет. Курит сам, а семена - на продажу. После того, как сигареты стали неуклонно дорожать, покупателей прибавилось.

За три года правительство рассчитывает поднять цены на сигареты более чем в два раза. Пачка будет стоить около 120 рублей. Борцы с дымом рассчитывают, что курильщики пожадничают и бросят. Но окончательно добить вредную привычку должен закон о полном запрете на курение в общественных местах.

Николай Герасименко, первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы РФ: «Никто не борется с курильщиками. Хочешь - кури. Но кури у себя дома. У нас курильщики очень безобразно ведут себя по отношению к некурящим. У нас курят 30 процентов, 70 процентов не курят. Но если вы зайдете в любой ресторан, кафе, такое впечатление, что вся страна курит».

Лидер «Технологии» Роман Рябцев вспоминает 1990-й год как год табачной истерии. Звездная группа не вылезала из гастролей по стране, и в каждом городе фанаты умоляли привезти из Москвы сигарет. Но их и в столице не было.

Роман Рябцев: «Собирали бычки в банки, этими банками торговали на рынках. Я сам неоднократно это видел. Реально. Если не ошибаюсь, трехлитровая банка стоила 3 рубля. Или литровая три рубля. Ну в общем, достаточно такие приличные деньги по меркам того времени, учитывая, что пачка сигарет космос стоила 70 копеек».

От невозможности купить сигареты курить не перестали. Потрошили окурки, остатками табака набивали самокрутки. От отчаяния курили даже чайную заварку. Дешевое российское курево тогда исчезло с прилавков. Продавали только по талонам - из расчета двадцать пачек в месяц на одного взрослого. Зато в свободном доступе появилось дорогое импортное курево. И все это вместе очень смахивало на диверсию.

Георгий Васюточкин экс-депутат Ленсовета: «Население, не видя и отечественного «Беломора» и видя примерно по полуторным ценам заграничную продукцию, начинает изъявлять признаки недовольства».

Табачные бунты прокатились по всей стране. Люди выходили на улицы, перекрывали трассы требуя вернуть сигареты на прилавки. Георгию Васюточкину, как депутату, тогда пришлось успокаивать взбунтовавшихся курильщиков Петербурга.

Георгий Васюточкин: «Перекрытие движения на Невском - это большая неприятность. Я приезжаю - стоят троллейбусы, ходят люди. И говорят - мы еще и не то сделаем».

С того момента, как на российский рынок пришли западные табачные компании, - к слову, чисто российских давно уже и не осталось, - количество выкуриваемых россиянами сигарет выросло в два раза. А смертность от сердечнососудистых заболеваний - в три. В планах дымоборцев - уже через два года добиться существенного «оздоровления» нации.

Вадим Желнин директор ассоциации производителей табака: «Устойчивый курильщик - он все равно будет покупать сигареты, только будет испытывать значительные трудности».

Все издержки производители сигарет, конечно же, возместят - за счет своих верных потребителей. Они их даже по-своему жалеют.

Вадим Желнин директор ассоциации производителей табака: «Меня больше всего смущает норма о полном запрете курения на территории больниц. Даже нельзя будет через два года курить в специально отведенных местах. А территории больниц огромные. Мне кажется, эта норма никак не защищает некурящих, что как-то оправдывало бы такие жесткие ограничения».

В этом поезде курить уже нельзя - тамбура как такового нет. Нет и специально отведенного места. Перед четырехчасовым воздержанием, пассажиры «Сапсаны» жадно делают последние затяжки. А скоро и на перроне нельзя будет. Курительные комнаты исчезнут и из аэропортов. Врачи уверены: зависимые выдержат, курение уже давно запрещено даже при сверхдальних перелетах - и ничего, как-то переносят…

Сергей Полятыкин врач-нарколог: «Для курильщика это только чисто психологическая проблема. Абстиненция никотиновая, она конечно бывает выраженная у части курильщиков, но за 8 часов она не успеет развиться в такую клиническую картину серьезную, которая вызовет какие-то расстройства здоровья».

Вред от сигареты больше, чем от синдрома ее отмены. В Европе с этим согласились еще два года назад и, несмотря на мощный протест, ввели полный запрет на курение в общественных местах. Но отчего-то очень скоро стали сдавать позиции, идя на существенные уступки.

Барбель Улицка, владелица кафе (Гамбург, Германия): «Получается, что мы все имеем разные права. Я хочу бороться за свои права и уже начала это делать».

Барбель Улицка вот уже тридцать лет владеет придорожным заведением при бензоколонке на выезде из Гамбурга. Клиенты ее кафе - дальнобойщики. И они курят. Сама Барбель женщина некурящая. Но, на запрет подала иск в суд. Она просто теряет клиентов.

Барбель Улицка, владелица кафе (Гамбург, Германия): «Мы прилагаем все усилия, чтоб нашим основным клиентам, водителям грузовиков, было хорошо в нашем ресторане, К этому относиться и возможность курить. И это желание наших гостей».

Суд она выиграла, и теперь во всех заведениях Гамбурга вновь разрешили курить там, где едят. Главное, чтобы курящая зона была отгорожена от некурящей. В некоторые европейские аэропорты уже вернули кабинки для курения. Так и курильщики спокойны, и некурящие дым не вдыхают.

Российские депутаты обещают подойти к закону о защите от табачного дыма с умом. Треть страны замерла в ожидании.