Удальцову грозит до 10 лет тюрьмы. Как участие в деле белорусского КГБ может повлиять на следствие?
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Главная политическая новость недели - уголовное дело против одного из самых активных оппозиционеров Сергея Удальцова и двух его соратников. Их подозревают в подготовке к организации массовых беспорядков - статья серьёзная, предполагает до 10 лет тюрьмы. Главное доказательство - видео переговоров с грузинскими спонсором.
Экспертиза подтвердила: кадры подлинные, никакого монтажа. Интриги добавляет то обстоятельство, что съемку сделали в Минске и, скорее всего, не без участия белорусского КГБ. Что это меняет – выяснил наш корреспондент Вадим Хуланхов:
Если еще неделю назад, упоминая опубликованное видео, говорили юридически корректно - не Сергей Удальцов, а человек, похожий на Удальцова, то сейчас сомнения отпали. В том, что на встрече именно Удальцов соглашается получать по 35 тысяч долларов в месяц от грузинского политтехнолога Гиви Таргамадзе, уже никто не сомневается.
В предъявленных Удальцову обвинениях ничего неожиданного или сенсационного не оказалось - Следственный комитет в последнее время часто интересуется деятельностью тех, кто называет себя оппозиционерами. Его подозрения когда оправдываются, когда нет. Сейчас подозрения вполне серьезные.
Владимир Маркин, представитель Следственного комитета РФ: «Установлено, что голос, имеющийся, в том числе в сюжетах, снятых скрытой камерой в фильме «Анатомия протеста-2», принадлежит Удальцову. Ну а сама встреча проходила во второй половине июня 2012 года в одном из жилых помещений столицы Республики Беларусь городе Минске».
Владимир Маркин не зря упомянул Минск - вероятнее всего, белорусский комитет госбезопасности причастен к появлению видеозаписи. А учитывая нелюбовь белорусских спецслужб к оппозиционерам всех мастей, не исключено, что российским журналистам материалы были переданы безвозмездно.
Если версия с участием белорусского КГБ верная, то у нашего суда есть веское доказательство вины Удальцова - публикация такого рода записей до суда, если бы они были сделаны нашими спецслужбами, незаконна. В суде такие материалы просто не рассматривают. Сами же СМИ не имеют права на розыскную деятельность, так что съемка, сделанная журналистами, так же не стала бы уликой. Но если иностранные спецслужбы передали плоды своих трудов в СМИ, то это действительно считается весомым доказательством вины.
Обвинения, предъявленные Сергею Удальцову, вполне серьезные - это приготовление и организация массовых беспорядков. Причем не только в Москве, но и по всей России. И сейчас некоторые считают, что выбранная судом мера пресечения не вполне адекватна тяжести обвинения.
Сергей Удальцов в очередной раз рассчитывал стать своеобразным оппозиционным мучеником, пострадавшим, как обычно, ни за что. Не вышло - в среду в прокуратуре с ним поговорили несколько часов и выпустили под подписку о невыезде. Попасть за решетку пропагандисту белоленточного движения не удалось. Оппозиция таким образом лишилась своего любимого козыря.
Александр Хинштейн, депутат Госдумы: «Оппозиция, по крайней мере та ее часть, которая поддерживает Удальцова и его действия, вряд ли смирится со сложившимся положением вещей, и конечно, как я предполагаю, будут предпринимать какие-либо действия. Во-первых, для того, чтобы дезавуировать фабулу официального следствия, а во-вторых, для того чтобы представить Удальцова в качестве жертвы политических репрессий».
В четверг рассматривались дела еще двоих участников минской встречи - Леонида Развозжаева, объявленного в федеральный розыск и Константина Лебедева, который не смог отделаться подпиской о невыезде и был заключен под стражу. Причем рассказал следователям про него сам Удальцов. Еще на первом допросе.
Пессимисты уверены: Удальцов попытается сбежать при первом удобном случае. Реалисты считают, что не настолько глуп координатор «Левого фронта», чтобы скрываться.
Александр Хинштейн, депутат Госдумы РФ: «То, что Удальцов сегодня на свободе и всего лишь под подпиской о невыезде, это, конечно же, результат определенных компромиссов. Я полагаю, что Удальцову дан некий шанс для того, чтобы переосмыслить свою роль и свое место, и свое поведение».
Удальцов, несколько раз пытался возглавить оппозицию, но так ничего и не добился - как и остальные лидеры протестного движения. Уж слишком разные взгляды и амбиции у тех, кто пытается встать на верху. А все попытки создать коалицию заканчивались провалом.
Отказываться от политической борьбы Удальцов пока не намерен. И хотя образ мученика, который он уже примерял на себя после выхода фильма, несколько потускнел, сдавший позиции, в том числе и среди своих, вождь «Левого фронта» не оставляет попыток обозначить свое присутствие на политической сцене.