О материальном, о духовном и о пьяных водителях шел разговор на заседании президентского Совета по культуре и искусству
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В полемику об ужесточении санкций против пьяных водителей, которая развернулась после страшного ДТП в Москве, сегодня включился президент. Путин признал, что существующая система не работает. В некоторых случаях, по его словам, виновников аварий нужно даже не наказывать, а карать. Все эти заявления он сделал перед участниками Совета по культуре и искусству.
Вместе с ними президентское выступление выслушал наш корреспондент Вадим Хуланхов:
Президентский Совет по культуре не собирался почти пять с половиной лет. И нельзя сказать, что тем для разговора не было, но к сегодняшнему дню, кажется, их накопилось столько, что ждать еще просто бессмысленно.
Владимир Толстой, секретарь Совета при президенте РФ по культуре и искусству: «Мы должны, это мое личное мнение, открыто признаться в общем духовном нездоровье и стыдиться тут нечего. Поставить диагноз, назвать болезнь - уже значит начать путь к исцелению. Конечно, это не только наша проблема - весь мир стоит на тревожном пороге».
В итоге Владимир Толстой нарисовал достаточно мрачную картину нашего будущего: общество потребления рано или поздно само себя погубит. Президенту такая перспектива - определенно - не понравилась.
Владимир Путин, президент РФ: «Вы сказали, что безудержный рост потребления неизбежно приведет к смерти…
Владимир Толстой: «Духовной!»
Владимир Путин: «Духовной. Но это значит что? Если мы будем лучше жить, мы все духовно загнемся что ли?»
Владимир Толстой: «Если мы заменим одни ценности на другие, значит, мы себя обедним».
Владимир Путин: «То есть повышение заработной платы не отменяется?»
Владимир Толстой: «Только приветствуется!»
Поучаствовав таким образом и в экономической политике государства, мастера культуры перешли к темам более близким и понятным. Но и тут все не лучшим образом: оказалось, что в области культурного образования молодежи мы застряли в середине прошлого века, и попыток вернуться в настоящее время пока не видно.
Александр Архангельский, литературовед, журналист: «Почему государство не может обратить в публичное достояние на какой-то срок, важные работы российских авторов в цифровую эпоху и донести это до библиотек, причем библиотека может превратиться из центра, где только хранятся книги, в центр, где обсуждается и кино, и музыка?»
И здесь вопрос вновь упирается в финансирование. О низком уровне зарплат тех же библиотекарей все знают и часто говорят, но пока получается, что работают они только на одном энтузиазме. И вопрос этот решать нужно срочно.
Владимир Путин, президент РФ: «Вот эти деньги, которые мы выделяем, 4 млрд. дополнительно - они могут поднять уровень заработной платы в отрасли около 30%. Может быть, даже больше. Но, естественно, не для всех категорий работников, и правительство должно будет принять решение - где сколько добавить. Я надеюсь, что прежде всего вы обратите внимание на тех людей и на тех работников, сферы культуры, которые получают наименьшие заработные платы».
Культурные ценности нельзя насаждать и прививать их под давлением - в противном случае можно растерять то, что еще осталось. И ведь уже теряем, об этом много сегодня говорилось на совете. Режиссер Карен Шахназаров сформулировал то, что действительно тревожит людей вне зависимости от их сферы деятельности.
Карен Шахназаров, режиссер, Народный артист России: «У меня не идет из головы эта дикая история, в субботу, когда там пятерых детей задавил пьяный водитель. Я думаю о том, что, конечно, в нашем представлении порой культура - это Большой театр, МХАТ… Это, конечно, культура. Но, собственно, отсутствие нравственного закона, не воспитанного это главное, ради чего мы в конечном счете должны работать».
Шахназаров признал - в трагедии на Минской улице есть и вина тех, кто считает себя носителями культуры - недоработали, недосмотрели, забыли в погоне за прибылью. Президент добавил - между свободой и вседозволенностью сейчас, увы, границы размыты.
Владимир Путин, президент РФ: «Обратили внимание? Вот этот преступник, убийца на самом деле, в разговоре с дознавателем сказал: я делаю всегда все что хочу…»
Разговор о самой страшной стороне бескультурной жизни, конечно, был неприятным для участников заседания - ответственность, которую за всех взял на себя Шахназаров делить придется поровну. И искать выход.