Россия раскрыла блестящую гостайну - страна купается в алмазах

134 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Внеземные камни найдены в Якутии - у них необычная структура и редкая абразивная способность. Теперь учёные потирают руки - скоро мы покорим весь мир. И лихорадка уже началась: импактными алмазами заинтересовались крупнейшие корпорации.

Репортаж корреспондента Пятого канала Елены Норкунайте.

Это снимки 1970-го года. Геологическая экспедиция на север Сибири. Ленинградские ученые должны были составить карту алмазоносной провинции. А открыли новые месторождения.

Открыли еще, пожалуй, в Ленинграде, анализируя материалы.  Но это был секрет, в который даже не посвятили  других участников научного похода.

Виктор Масайтис, доктор геологических наук: «Только мы трое: я, Мурат и Таня знали, куда и зачем мы едем». 

На этих кадрах уже 97-й год. Виктор Масайтис рассказывает туристам о своих открытиях. С ностальгией вспоминает, какую масштабную работу проделали советские геологи. Привезли 4 буровых установки, построили поселок, оборудовали вертолетную площадку. Изучали месторождения алмазов много лет, работали в условиях строжайшей секретности. 

Мурат Михайлов, кандидат геологических наук: «При обсуждении плана работ, мы не имели права произнести слово «алмаз», и вместо «алмаза» мы говорили «кварц». 

Это результат космической катастрофы.  Сильнейший взрыв изменил структуру графита и превратил его в алмаз. О силе удара и величине астероида можно судить по воронке - 100 километров в диаметре. Место падения небесного тела ученые  назвали очень красиво - астроблема - звездная рана. А алмазам присвоили прилагательное - импактные.  Импакт - это удар.

Сенсация об уникальном месторождении  могла появиться в начале двухтысячных, в 2004 году - геолог Масайтис выпустил о них специальную брошюру.  Или полтора года назад, когда первооткрыватель попигайского кратера сделал публичный научный доклад. Но тогда коллеги его проигнорировали.

Сегодня импактным алмазам, которые вдвое тверже обычных, прочат блестящее будущее. Эксперты говорят, что они перевернут мировой алмазный  рынок. К тому же, речь идет о триллионах каратов. Для сравнения: якутских - всего миллиард, а попигайских запасов, подсчитали ученые,  хватит всему миру на 3 тысячи лет.

Что это именно алмазы подтвердилось опять же, в Ленинграде, в  научной лаборатории. Потому что на вид, конечно, эти минералы действительно далеко не блестящие и  даже несколько разочаровывают обывателя.

Электроника, нанотехнологии, -  свойства импактных алмазов, которые еще надо изучить,  наверняка помогут современной науке.  Ленинградские геологи уверены,  такой уникальный материал не стоит  использовать так же,  как синтетический  алмаз, например,  в бурении. У импактитов - другая судьба. 

Услышат ли сегодня слова советских ученых молодые российские коллеги. Виктор Масайтис показывает значок открывателя месторождения. Настоящие геологи должны знать, что это значит. 

Виктор Масайтис, доктор геологических наук: «Такие значки не просто, если вы нашли алмаз в куске породы, а они даются только тогда, когда какое-то месторождение оконтурено, изучено, разбурено, оценены запасы, изучены технологические свойства сырья, и запасы утверждены государственной комиссией». 

Мурат Михайлов, кандидат геологических наук: «Есть два месторождения, запасы защищены в ГКЗ, сейчас надо ставить вопрос о добыче, причем этот вопрос должно поставить государство».