Хлеб по 100 рублей, упаковка сока — 160: отдалённый посёлок Чумикан не успели подготовить для нормальной навигации
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Жители крупного поселка Чумикан - это в Хабаровском крае - вынуждены покупать продукты по бешеным ценам - например, хлеб там стоит 100 рублей, упаковка сока 160. Зимой аномальная ценовая политика еще объяснима - провизию доставляют вертолетами, но чтобы и летом - такое впервые. Охотское побережье - рядом с ним и расположен Чумикан не успели подготовить для нормальной навигации и разгрузке.
Репортаж корреспондента Пятого канала Даниила Горчаква.
Так с борта вертолета выглядит охотское побережье около поселка Чумикан в Хабаровском крае. Море здесь в буквальном смысле слова ушло. И дело не только в отливе. Работники местного порта уверяют, даже с приливом пройти сквозь отмели и рифы теперь можно исключительно на судах особой конструкции.
Главная проблема таких северных поселков, как Чумикан, это - стремительно мелеющее море. Вот это судно, похоже, уже никогда не будет на плаву. Баржи теперь становятся под разгрузку не в самом порту, а в десятках километров от берега. Там на рейде в открытом море груз с них перегружают вот на такие плоскодонные суда - плашкоуты. Во время прилива они подходят к берегу, во время отлива их разгружают. А затем капитаны ждут нового подъема уровня моря, чтобы отправиться в новый рейс.
Из-за этого разгрузка судов идет крайне медленно. А навигация на севере очень короткая. Охотское море ото льда в этом год полностью очистилось в начале июля. В сентябре здесь начинается сезон штормов, а ним долгая северная зима с ледовыми заторами. Мастер чумиканской котельной Сергей Леушин ждет ее с тревогой. Судя по данным его журнала учета за эту навигацию в поселок успели доставить только треть от необходимых объемов топлива.
Ситуацию с запасами угля в отдаленном районе уже взяли на контроль региональные власти. Главное, чтобы посреди северной зимы не пришлось завозить топливо вертолетами МЧС.
Анатолий Милов, глава администрации Тугуро-Чумиканского района: «Проблема очень серьезная в районе. Потому, что не каждый день и не каждую неделю к нам может подойти теплоход с углем».
Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края: «Поэтому то там есть вы - глава района. Заниматься этими вопросами надо! Ездить куда надо, заставлять флот работать, уголь грузить, тот уголь, который нужно грузить. Разгружать его своевременно».
Чтобы не сорвать отопительный сезон в порту Чумикана в первую очередь разгружают уголь. Местные жители уверены, в поселковых магазинах этим летом впервые не произошло долгожданного снижения цен. С открытием навигации по морю в северные поселки завозили более дешевые товары. А сейчас фрукты , овощи, мясо?? (все остальное - плохо) как зимой везут авиацией
Такую ценовую аномалию на карте Хабаровского края можно ликвидировать, только решив проблемы транспортной изоляции северных поселков. О прокладке автомобильных дорог на большую землю через горы и болота местные даже не мечтают. Но провести дноуглубительные работы в заливе вполне выполнимая задача.
Виктор Рахуба, краевед: "Земснаряды и другая техника могли бы прокопать по старому руслу фарватер. И по углубленному бы фарватеру проходили бы плавсредства и становились спокойно под разгрузку. Необходимо проработать этот вопрос".
Но пока у местных властей нет средств даже на то, чтобы оценить хотя бы приблизительные затраты на такие масштабные дноуглубительные работы.