Старейшую в Петербурге тюрьму готовят к новой, культурной и даже гламурной жизни
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Заключённых оттуда выселят. А сделают по разным версиям — гостиницу, выставочный центр, музей. Ведь и фасад этот считается знаковым для города, и какая история! В тёмных камерах отсидели Бродский, Троцкий, Гумилёв. В 90-х вообще было не протолкнуться. В тюрьме, рассчитанной примерно на тысячу человек, как-то помещалось под 12 тысяч! Захотят ли туда туристы?
Репортаж корреспондента Пятого канала Виктора Черногуза.
За все 120 лет существования это здание красного кирпича в Петербурге так и не привыкли называть «Следственный изолятор номер один». С конца 19-го века Кресты — один из самых известных символов, или по-современному брендов, города.
Знакомую с детства песню исполняет знаменитый Петруха. Актер Николай Годовников — тоже не избежал «Крестов». За три года тюрьма не стала для не домом родным. И, кажется, он больше других должен желать закрытия СИЗО. Но в защиту Крестов выступают даже их бывшие постояльцы.
По стендам тюремного музея можно изучать историю России. От депутатов первой государственной думы до Иосифа Бродского: здесь сидели лучшие люди страны. Нынешние обитатели, правда, стихов пишут мало. Пополняя экспозицию в основном изделиями народного промысла. Из хлебного мякиша. Условия для творчества есть. Сейчас в камерах крестов сидят по 2–3 человека. А не 10, как это бывало в суровые 90-е.
Площадь стандартной камеры крестов всего-то 8 квадратных метров. И креативного здесь мало. Вглядевшись в эти интерьеры, инвесторы и специалисты пока так не смогли придумать, что нужно с делать, дабы в самую мрачную тюрьму Петербурга граждане начали приходить по своей воле.
Несколько лет назад из «Кресто"в уже предлагали сделать гостиницу. Помешал статус изолятора: СИЗО — охраняется как памятник архитектуры. И перестраивать что-то в этой системе коридоров и переходов запрещено законодательно.
Рафаэль Даянов, директор архитектурного бюро, член Градостроительного совета Санкт-Петербурга: «Вы не сможете 9-метровую камеру присовокупить еще и еще одну. Здесь важнее эмоциональное состояние, которое людей может только угнетать».
И вот теперь чиновники намерены попробовать превратить Кресты в креативное пространство. Пока это только идея, но список того, что можно разместить в бывшей тюрьме, уже почти готов.
Ирина Бабюк, заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам: «Там будут как и офисные пространства, так и выставочные площади, образовательные учреждения, возможно, компании, работающие в фэшн-индустрии».
Татьяна Лаптева — потенциальный участник этого самого креативного пространства. Правда пока художник не может представить: как это работать в помещении, где больше века на жизнь смотрели через зарешёченное окно.
Татьяна Лаптева, художник: «Сложившейся много негативной энергии. И я не представляю, что там можно делать. Разве что временное, что-то сделать, поджечь и его больше нету».
Организаторы уже действующих художественных галерей и лофт-проектов настроены не менее скептически.
Ксения Юркова, директор выставочных программ креативного пространства: «В принципе, можно и оскорбиться. Ты не знаешь, в какое помещение ты идешь, какие там санитарные нормы, можно ли там находиться. Не знаю. Через 10 лет, может быть, это было бы в прекрасным проектом, но не раньше».
Конкретные проекты переформатировния Крестов обещают представить осенью. Непосредственно переезд СИЗО намечен на 2014-й год. Пока же в изоляторе все по-прежнему: в 6 подъем, в 8 тельный осмотр, далее по расписанию.