Восьмидесятипятилетний екатеринбуржец дебютировал как композитор
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Благо творческий багаж Аркадия Гуревича насчитывает сразу две партитуры - так что опыт у него есть, а вот образования нет и в этом главная проблема. В театре к музыкальным экспериментам самоучки отнеслись с интересом, но не более того
Посчитали, что у композитора, который подбирает музыку на слух, нет шанса на успех. Но Аркадий Гуревич не сдается и по старой фронтовой привычке вновь и вновь идёт на штурм высоты - на этот раз музыкальной.
Репортаж корреспондента Пятого канала Александра Пугачёва.
Многие его ровесники уже и разговаривают с трудом, а он поёт. Не забавы ради - а для высокого искусства. Автор больше 200 песен, фронтовик Аркадий Гуревич в свои 85 написал музыку, тексты и либретто к двум полноразмерным операм. Выполнить этот титанический труд самодеятельному композитору не помешало даже то, что он не знает музыкальной грамоты.
Аркадий Гуревич, композитор: «Вот я в голове держу музыку, изучаю ее на память и потом пою и на магнитофонную ленту записываю. И кассету отправляю аранжировщику, ноты я не пишу».
Его забрали на фронт в 1943-м. Сначала командиром пулеметного расчета, потом старшим радистом артиллерийского полка он прошел всю Белоруссию, участвовал в освобождении Кенигсберга. Еще на фронте начал писать стихи, а первая песня родилась только через 40 лет - в 1984-м, с тех пор Аркадий Григорьевич постоянно сочиняет и пробует силы в разных жанрах.
Аркадий Гуревич, композитор: «Я не могу сидеть без дела. Ну не могу, чтобы я сел на диване и с утра до вечера телевизор смотрел - это не для меня. Я привык работать, люблю работать, чем-то заниматься, чтобы был какой-то интерес в жизни. И потом, мне нравится заниматься этим».
Оперу он любил с детства, и как писать ее никогда не задумывался - говорит, музыка приходит сама. А вот с либретто все оказалось не так просто, чтобы понять, как оно пишется, Гуревич специально подобрал и изучил более 80 оригинальных сочинений. Работу аранжировщика и все оформление он оплачивает из собственной пенсии. Творчество пока приносит композитору только убытки.
Несколько раз автор-самородок показывал свои произведения главному дирижеру екатеринбургского оперного театра. Труд фронтовика оценили, но ставить не стали. Не рискнули связываться с автором, чье имя не известно ни на мировом, ни на российском, ни даже на региональном уровне. В театре Гуревичу заявили, что его арии звучат превосходно, но большого зрителя привлекут вряд ли.
Потомственный музыкант Анатолий Невлер сначала отказывался верить в то, что такое вообще возможно. Но сегодня сам автор принес ему ноты и, словно пробуя их на вкус, пианист проигрывает арии одну за другой. И вот, наконец, довольный кивает головой - здесь все по-настоящему.
Анатолий Невлер, пианист: «Это конечно феномен, что человек уже в таком возрасте зрелом, и, не зная музыкальной грамоты, смог сочинить целую оперу, либретто, текст.
Если его детище все-таки зазвучит со сцены, Аркадий Григорьевич готов взяться за третью оперу, писать ее он будет по мотивам романа «Князь серебряный». А пока этого не произошло, неутомимый Гуревич пробует себя в литературе - пишет книгу воспоминаний о войне. Художественно-документальная повесть должна увидеть свет к семидесятилетию победы.