Владимир Путин рассказал о том, какой видит внешнюю политику России и что такое «мягкая сила»
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Воспользоваться плюсами от вступления в ВТО призвал Владимир Путин и российских дипломатов. Весь цвет министерства иностранных дел собрался на этой неделе на специальный съезд, главное событие которого — речь президента. Владимир Путин выступал так в МИДе последний раз 6 лет назад, потому к его словам особенно пристальное внимание — президент излагал дипработникам свою концепцию, какой он видит внешнюю политику страны. Путин удивил — впервые он ввёл в оборот новый термин «мягкая сила». Что это значит?
Репортаж корреспондента Пятого канала Бориса Ильина.
Они собираются здесь в большом зале на Смоленской площади раз в два года — послы со всего мира, дипломатические представители. Вот Виталий Чуркин полпред в ООН, в соседнем ряду — Евгений Мезенцев, секретарь Шанхайской организации сотрудничества. Все ждут, что скажет президент. И в паузе рассматривают новый флаг МИДа. Он у дипломатов, почти как у десантников — не синее, но бирюзовое полотнище. На его фоне президент и начал свою речь, впервые официально заговорив о необходимости политики «мягкой силы».
Владимир Путин, президент РФ: «Политика „мягкой силы“ предусматривает продвижение своих интересов и подходов путём убеждения и привлечения симпатий к своей стране, основываясь на её достижениях не только в материальной, но и в духовной культуре, и в интеллектуальной сфере».
«Мягкая сила» — «софт пауэр» — долгое время считалась коньком американской дипломатии. Это незаметное, неосязаемое распространение среди населения других стран симпатии к США. Когда чужая культура, чужие ценности воспринимаются, как родные. В своё время возведённые в культ джинсы, фаст фуд и голливудские сказки помогли расшатать советский уклад.
У России есть свои достижения, свои герои — гениальные учёные и писатели. Но кто о них знает за границей? Мир меняется, подчеркнул Путин, меняется до неузнаваемости. Мировая экономика трещит по швам, прежние гегемоны — уходят в тень на фоне быстро развивающихся стран.
Ещё лет 20–30 назад Пекин и не слушал никто. Теперь даже форма у американских олимпийцев — «мэйд ин чайна».
Владимир Путин, президент РФ: «Внешняя политика России была, есть и будет самостоятельной и независимой. Она последовательна, сохраняет преемственность и отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны в мировых делах и в развитии мировой цивилизации».
У российских дипломатов все козыри на руках — в ближайшие годы наша страна будет председательствовать сразу в нескольких международных организациях АТЭС, «двадцатка», «восьмёрка», ШОС, БРИКС — уникальная возможность раз за разом укреплять свои позиции.
Построение Таможенного союза, вместе с Белоруссией и Казахстаном — лишь начало. Амбиции единого рынка от Тихого Океана до Атлантики могут быть реализованы как раз с применением всё той же «мягкой силы» — другие страны потянутся к богатому, мощному, справедливому соседу, идеалы которого выглядят понятными и привлекательными.
Владимир Путин, президент РФ: «Очень жаль, что вне рамок этого процесса пока остаётся братская Украина. По самым независимым, объективным экспертным оценкам, присоединение Украины к этому интеграционному объединению, безусловно, дало бы и Украине, и всему процессу дополнительную динамику, было бы весьма положительным с экономической и социальной точек зрения. Он дал указание МИДу разработать до конца года».
9 июля у президента Украины Виктора Януковича был день рождения, Путин поздравил коллегу по телефону, а через 3 дня поехал к соседу лично. Залы Ливадийского дворца, там где Сталин, Черчилль и Рузвельт вершили судьбу послевоенного мира настраивали на глобальные дела. Но украинский лидер был озабочен повседневными вопросами — на носу выборы в Верховную Раду, где фракции уже дошли до кровопролития, И отопительный сезон, понятно присутствие в российской делегации главы Газпрома. Однако цены на топливо, по заверениям Януковича на переговорах не обсуждали, к Таможенному союзу, по словам украинского президента, он приглядывается.
Виктор Янукович, президент Украины: «Наши отношения развиваются в особой атмосфере, которой, помимо взаимного доверия, уважения и понимания, присущи реализм и прагматизм».
Вячеслав Никонов, политолог, депутат ГД РФ по бюджету и налогам: «Виктор Янукович и украинская элита смотрят в сторону Европы, хотя понятно, что ни о каком членстве в Евросоюзе, даже без дела Юлии Тимошенко в ближайшие десятилетия быть не может».
Стороны ограничились подписанием ряда деклараций, в том числе о стратегическом партнёрстве и решили вопрос о границе в Керченском проливе, Россия уступила спорный остров Тузла, сохранив контроль над самим проливом.
Сергей Цыпляев, политолог: «Договорились о совместном контроле за проливом. Экономически всех это устраивает. А по поводу территорий — ну посмотрите в Европе тоже были такие споры, а потом, когда Европа стала единой границы уже никого не волнуют. Я уверен так будет и в этой жизни».
По дороге в Ялту российский президент заглянул в лагерь российских байкеров. Особый знак. Путин с Байкерами дружит — не зря лидера «ночных Волков» приглашал на инаугурацию.
В прошлом году байкеры устроили масштабное шоу в Новороссийске — где Путин возглавил колонну на трехколесном аппарате.
В этом году мотофест пройдёт в Севастополе, в следующем — в Волгограде, в 2014-м планы отметить в Сербии начало Первой мировой войны. Многотысячная армия российских байкеров — дружная, мощная, целеустремлённая — чем не проводник национальной политики. Эта «мягкая сила» в коже и металле выглядит не менее убедительно, чем ряды дипломатов в цивильных костюмах.