В Гааге возобновился процесс над Ратко Младичем, суд заслушал показания первого свидетеля

75 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Гааге сегодня возобновился суд над Ратко Младичем. Самый резонансный процесс в истории трибунала. Бывшего командующего армией боснийских сербов обвиняют по 11 пунктам. Убийства, изнасилования, и даже геноцид и преступления против человечности. Прежде всего - события в Сребренице в июле 1995 года. Тогда были убиты 8 тысяч человек.

В ближайшие две недели суд выслушает свидетелей жестоких расправ. И вот первым вспоминает прошлое Элведин Пашич. Заседание пришлось прервать потому, что он плачет и не может остановиться. Пашичу было 14, когда он видел, как жгут дома и расстреливают людей в его родной деревне Грабовица. Наш корреспондент Юлия Сеферинкина - о его показаниях:

Элведину Пашичу - первому свидетелю по делу Ратко Младича - сначала задают самые простые вопросы. Прокурор интересуется деталями биографии 20-летней давности. В 1992 году мужчине было 14, он жил с семьей в мусульманской деревне Грабовицы и стал очевидцем расправы сербских военных над мирным населением.

Элведин Пашич, свидетель по делу Ратко Младича: «На нас напали на второй день религиозного праздника. Начался какой-то ужас - стрельба, вокруг разрывались снаряды. Земля буквально тряслась под ногами. Имам сказал нам бежать за подушками и накрывать головы. Всю ночь мы провели в погребе. Знаете, я не помню, чтобы нам тогда предложили какую-то альтернативу - сдаться, например».

Скрытый толстым стеклом, на английском языке - так он сам попросил - Пашич рассказывает шокирующие подробности прерываясь, чтобы справится с эмоциями. В тот ноябрь деревню буквально выпотрошили - не щадили не женщин, ни детей. Всего убили 150 человек.

Элведин Пашич, свидетель по делу Ратко Младича: «Я бежал по самой короткой тропинке домой. Я был ребенком и хотел одного - увидеть свою собаку. «На месте дома было пепелище, не осталось ничего. Все, что мы строили с отцом, исчезло. Собаку на цепи пристрелили. Дом моей тети сожгли дотла - вокруг лежали трупы людей и скота. А вокруг стоял невыносимый запах - гари, смерти. Мама дала мне платок и все просила - не вдыхай, не вдыхай».

Бойня в деревне Грабовица - не самая знаменитая из всех расправ, которые приписывают армии боснийских сербов. Ратко Младича, который командовал войсками с 1992 по 1996 год, Международный трибунал обвиняет по 11 пунктам. Самые серьёзные, преступления против человечности и геноцид связаны с осадой Сараево, за время которой погибло 10 тысяч человек, и резней в Сребренице - там всего за несколько летних дней уничтожили восемь тысяч мужчин-мусульман в возрасте от 13 до 60 лет.

Два месяца назад, когда гаагский трибунал впервые собрался по этому делу, к зданию пришли несколько десятков осиротевших женщин.

Мунира Субасич, председатель ассоциации "Матери Сребреницы": «Сегодня мы опять увидим этого мясника. Посмотрим, признает ли он свои преступления. Или он навсегда будет запятнан кровью, которую пролил в 95-ом».

Тем не менее, в самой Сербии многие считают Ратко Младича национальным героем. Когда, после 16 лет поисков, генерала всё-таки арестовали в Белграде начались беспорядки. И ночью и днём сторонники бывшего главнокомандующего требовали у президента Сербии отменить экстрадицию.

Младик Бора, житель села Лазарево, Сербия: «У моего брата дома висит большой портрет Ратко Младича. Когда захожу, всегда целую эту фотографию. Он нам как родной отец».

За поимку Младича и передачу его международному трибуналу Сербии пообещали вступление в Евросоюз, так что уже через шесть дней после того, как генерала нашли недалеко от Белграда, он был отправлен в Гаагу. Суд над ним начался 14 мая - в тот день Младичу впервые зачитали обвинение. И он их тут же отверг.

Ратко Младич, обвиняемый: «Я бы хотел получить в письменном виде те отвратительные обвинения, что вы зачитали. Я понятия не имел, что материалы дела будут настолько чудовищны».

Сразу после этого адвокат генерала Бранко Лукич потребовал отсрочки на шесть месяцев, мотивируя это тем, что обвинение предоставило не все материалы защите.

Сегодня Лукич снова просил перенести заседание, однако председатель суда прошение отклонил. В течение двух недель будут идти допросы свидетелей - потом суд уйдёт на каникулы. Всего обвинение планирует представить показания 400 человек - в письменном и устном виде. Так что по оценкам экспертов международного уголовного трибунала для Югославии, процесс продлится около трёх лет.