Жители Якутии меняют имена
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В республике вышел новый закон, который разрешает вместо привычных фамилий брать древние, родовые. Документ сразу вызвал бурные дискуссии. Одни уверены, что это — столь необходимый сейчас возврат к истокам. Другие называют происходящее регрессом.
Репортаж корреспондента Пятого канала Даниила Горчакова.
За медицинским полисом и документами для своего новорожденного житель села Намцы Айхан Габышев специально приехал в республиканскую столицу из якутской глубинки. Его сын стал первым жителем Якутии, кто получил имя по новому закону. Вместо привычного Айдына Айхановича мальчика официально записали Айдын Айхан уола Габышев. В документе даже специальная пометка имеется — отчество присвоено по национальному обычаю народа Саха.
Айхан Габышев, житель села Намцы: «Удивились, во-первых, и очень горды, что вот начинается новая эра для народа Саха. Я уверен, что после моего примера, люди тоже пойдут по этому пути».
Программы на компьютерах, что стоят в республиканских ЗАГСах, словно по привычке в графе отчество предлагают вместо Ньургун-уола записать мальчика Ньургуновичем. Республиканский закон, которые разрешил при желании давать национальные имена только-только начал действовать. Но в ЗАГСы уже обращаются и взрослые. Люди хотят дать новые имена детям или даже сменить фамилию на родовое имя.
Ольга Яковлева, заместитель руководителя управления ЗАГС: «Под названием рода при этом понимается слово, образованное от имени прародителя рода или по имени местности, где проживал или проживает данный род… А отчество может быть образовано путем прибавления приставки уола — для ребенка мужского пола и кыыгха — для ребенка женского пола».
Мода на национальные имена началась на якутской эстраде. Еще в 17 веке большинство предков Саха приняли крещение и тех пор стали Ивановыми, Петровыми и Сидоровыми. А Иваны, Федоры, Людмилы да Марьи среди якутских детей встречались намного чаще Дьулустанов и Саргылан. Но лет десять назад местные поп-звезды объявили, что называться Наташами и Дарьями больше не модно.
Далаана (Наталья Яковлева): «Поехала на международный конкурс в Монголию. И там все у меня спрашивают, почему у тебя якутское лицо и имя русское Наташа? Мне так стыдно стало, мы в советское время родились, говорю».
Якутия не первый национальный регион, где относительно имен действуют особые нормы. Например, в Тыве такой закон действует уже несколько лет. Но противники якутизации актов гражданского состояния говорят, буддистская Тыва в состав России вошла только в середине прошлого века, якуты же отказались от своих родовых имен больше трехсот лет назад. А возрождение древних языческих традиций, якобы, отталкивает народ Саха от православной культуры.
Александр Данилов, председатель общественной организации «Осуохай»: «В Якутии тоже есть люди, которые все старое воспринимают очень плохо. Что это есть возврат назад. Но когда-то великий тюркский писатель Чингиз Айтматов назвал таких людей манкрутами — людьми без родства. Ну манкруты — они и есть манкурты».
В 21 веке якуты предпринимают максимум усилий по возрождению своей национальной идентичности. В республиканской столице появились школы, где даже английский и математику преподают по-якутски. Здесь одними из первых в России прислушались к рекомендации федеральных властей больше не называть глав республик президентами.
С 2015 года Якутией будет руководить Ил Дархан. Правда, его имя звучит еще вполне по-русски Егор Афанасьевич Борисов. По крайней мере, пока.