Российские банки обяжут компенсировать владельцам карт украденные со счета деньги
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В России пытаются реформировать "карточное законодательство". Сейчас вкладчики совершенно беззащитны перед мошенниками, которые опустошают их счета. А способов украсть электронные деньги с каждым днём всё больше.
Во всём мире деньги, пропавшие с "карточного" счёта компенсирует банк. И только в России за всё расплачивается клиент. Даже если списание денег со счёта происходило на другом конце света! Как защитят наши капиталы, выяснял наш корреспондент Антон Кириллов:
Банк сначала возвращает деньги владельцу, а потом разбирается, куда они пропали с банковского счета. Для Европы и Америки это давно норма. Российские законодатели решили пойти тем же путем. Теперь владелец карты теряет только 10 процентов украденных электронных денег. Остальные убытки несет банк.
Сергей Красавин, профессор кафедры банковского дела Высшей школы экономики: «В любом случае эта мера будет действовать в пользу клиента, и это еще один шарик в пользу нашей банковской системы. Мы становимся адекватными международному опыту, международным правилам».
Сейчас пока все по-старому. Каждый сам отвечает за состояние счета. И даже если деньги сняли на Филлипинах, а ты в это время был в Санкт-Петербурге, виноват владелец карты.
Анна Тятте, пострадавшая: «Выдали деньги, я получила зарплату и буквально через день-два, пытаясь снять их с карты, я понимаю, что у меня вообще ничего не карте нет».
Анна до сих пор не знает, как произошла утечка информации. С ее карты сняли все до копейки. Банк начал расследование и только через год дал ответ - вины его сотрудников в случившемся нет.
Анна Тятте, пострадавшая: «Банк выдает ответ, что нашей вины здесь нет в этой ситуации, что деньги сняли со знанием вашего пин-кода и вашего номера карты, но поскольку банк лоббирует интересы своих клиентов, мы вам деньги вернем».
Теперь - сначала деньги, а потом расследования. Тем более, способов снять с чужого счета электронные рубли не менее полусотни. Три самых распространенных - скиминг, накладки на клавиатуру банкомата, которые считывают номер карты и пин-код, кардинг, когда в магазине карточку копируют под прилавком, смсинг - на телефон приходит смс "Ваша карточка заблокирована" и на ответный звонок оператор просит данные карты. Теперь все разновидности электронного мошенничества придется изучать не клиентам, а работникам банка.
Анатолий Аксаков, заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству: «У клиента 24 часа, поэтому совет - воспользоваться смс-сообщением, чтобы информация обо всех транзакциях приходила на телефон. Тогда вы будете знать, что такая операция проведена, и сможете оперативно обратиться в банк».
По новому закону у держателя карты есть ровно сутки, чтобы сообщить о мошенничестве. Иначе деньги не вернутся. К примеру, в Великобритании у клиента есть только 1 час, а в остальной Европе 3 часа.
Александр Гонтаренко, директор коммерческого банка: «Для банков конечно это будет достаточно тяжело, накладывает на банки дополнительную ответственность, дополнительные обязательства по обеспечению банковских карт».
Сотрудники банков еще сами толком не знают, что изменится в их правилах с вступлением закона в силу. Скорее всего, ужесточат условия выдачи карт и повысят стоимость обслуживания. Но боятся больше всего не оттока клиентов, а появления новых, недобросовестных вкладчиков. Самыми уязвимыми перед мошенниками теперь могут стать как раз сами банки, а не владельцы карт.