Свердловские военные прекратят досаждать местным жителям и будут бесшумно утилизировать снаряды
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Призвали на помощь «разрушителя». Так называется новейшая технология ликвидации старых боеприпасов.
Репортаж корреспондента Пятого канала Александра Пугачёва.
Полдня, за десять подходов, пришлось бы уничтожать такое количество боеприпасов обычным способом. Разрушитель в отличие от тротиловой шашки не подрывает, а выжигает боеприпас изнутри струей раскаленной плазмы.
Георгий Силашкин, начальник отдела ФГУП СКТБ «Технолог»: «Это дозированное воздействие на взрывчатый материал, который находится во взрывоопасном объекте с тем, чтобы вызвать его ускоренное горение, но не вызвать в нем детонацию».
Стальная оболочка снаряда просто разламывается на несколько частей. Хлопок гексагеновой шашки — единственный звук. Ни ударной волны, ни оглушительного грохота, ни сотрясания земли.
Сергей Михальчук, руководитель испытаний, заместитель директора уральского пиротехнического завода: «В связи с тем, что детонация основного заряда не происходит, мы можем закладывать до 700-800 кг. В тротиловом эквиваленте».
Изначально устройство разрабатывали для спецслужб. С его помощью можно производить разминирование, например, в городской черте. В армии «Разрушителем» заинтересовались после многочисленных жалоб из деревень и посёлков рядом с полигонами. Людей беспокоил постоянный шум и вибрации, от которых в домах звенела посуда и раскачивались люстры.
Марина Дружинина, жительница села Мостовское: «С подоконника цветы соскакивают, потому что подпрыгивает. Гул идет такой сильный, прямо гудит, деревья гудят, ну, не знаю, минут 5 наверное после взрыва».
Чтобы оценить разницу между старым и новым методом уничтожения, в Нагорное — самое близкое к Адуйскому полигону село, пригласили специалиста по измерению силы звукового давления.
Елена Полежаева, химик-эксперт лаборатории физико-химических факторов: «Три взрыва были совсем практически не слышны. Даже лай собак был намного громче по уровню звука, чем первые три взрыва».
Это чем-то напоминает праздничный торт, с хаотично торчащими из него свечами. Один только звук боевого запуска этих ракет может вызвать панический ужас и бегство противника. В умелых руках пиротехников-разрушителей грозное оружие издает сдавленное шипение. Вот так, без лишнего шума и сейсмических колебаний на тюменском полигоне теперь уничтожают все реактивные снаряды.
Анатолий Мокрецов, заместитель командира группы Уральского Пиротехнического Завода: «Это как в аэропорту самолет работает и все, происходит выброс энергии реактивной вверх. В землю он не углубляется. Земля не трясется, ударной волны, взрывной волны нет».
Новые методы оказались не только тише и безопаснее, но и выгоднее. Высококачественный металл, из которого сделаны снаряды, теперь можно отправлять на переплавку. Всю работу по уничтожению боеприпасов с истекшим сроком годности передадут саперам-профессионалам. Не задействуют ни солдат-срочников, ни даже контрактников.
Андрей Гаглоев, начальник инженерных войск округа: «К концу лета мы полностью заместим инженерные подразделения для выполнения этой задачи силами уральского пиротехнического завода».
Слухи о Разрушителе, тем временем уже начали распространяться быстрее, чем ударная волна от взорванных фугасов. Уже и другие военные округа приглашают на свои площадки бригаду специалистов с приборами.
В ближайшей к полигону точке села Нагорное сегодня были слышны только автоматные трели, да редкое эхо взрывов. Уже через неделю Разрушитель практически полностью заменит здесь традиционные накладные заряды. И акустический эффект останется единственным напоминанием об уничтожении боеприпасов.