Когда звери выходят на пенсию, их просто выкидывают

221 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Международный день цирка, который отмечается сегодня, ещё один повод для дрессировщиков - привлечь внимание к своим подопечным. На всю Россию, и на десятки цирков - только один питомник, где принимают пенсионеров арены.

Что происходит с остальными звёздами – рассказывает наш корреспондент Виктор Черногуз:

Вроде бы и праздник, но настроение рабочее. На манеже - пятилетний Сапфир доделывает программу. И уступает место коллегам… Морские животные - конек Петербургского цирка. Львы, сивучи и моржиха Плюша всегда делают кассу. В этом коллективе, как в жизни - девочки старательнее.

Наталья Майхровская, артистка, дрессировщица: «Сивучиха - она у нас замечательная, с таким удовольствием работает. Самец патагонского морского льва у нас слегка туповат. Он хочет есть, лежать и ничего не делать больше. Приходится его мотивировать».

Главные герои появляются последними. Пингвины - редкость на манеже. Они считаются наиболее плохо поддающимися дрессировке. Или проще говоря глупыми. Впрочем, работать им и не нужно - достаточно просто пройтись. Аплодисменты не заставят себя ждать.

Это пингвин Гумбольта. Зовут Цаца. Возраст 8 лет. Впереди у нее как минимум десятилетие цирковой карьеры - еженедельные выходы на манеж, аплодисменты публики, балтийская килька в награду. Что будет потом с такими артистами малых форм - один из главных вопрос российского цирка.

Звери стареют, болеют или просто становится смертельно опасными, как на этих кадрах из Львова. Приговор всегда один - списать с довольствия. Потом таких ставших не нужными животных находят, например, замурованными в салоне маршрутке. И это на жаре в + 25.

Дрессировщицу Архипову зоозащитники с журналистами оскорбили год назад. Когда показали, в каких условиях живет медведица Катя. Небольшая клетка в старом автобусе - проржавевшие прутья, пыльные окна. А ведь в 1980 Катя открывала в Ленинграде олимпийские соревнования по футболу. Тогда кататься на мотоцикле и бросать мяч ее учила все та же Наталья Архипова. Которая теперь объясняет: для Кати, давно списанной из цирка, ее бывшая дрессировщица, по сути, единственный шанс остаться в живых. Зверя, которому уже 37 лет - почти рекорд для медведей - кормят, лечат и регулярно навещают. Делает все это Наталья Архипова за свой счет.

Для таких, как Катя, 4 года назад на Дальнем востоке открыли первый в России пансионат для цирковых животных. Сюда их привозят со всей России. Особенно много – медведей, которые стоят недорого, и их цирки выкидывают без долгий раздумий. Создать этот пансионат помогли лондонские общественный организации. Для отечественных чиновников вопрос списанных на волю животных долго оставался на периферии. Только в последние годы в Люберцах для бывших цирковых построили специальный центр.

Но он - всего один на 42 российских цирка. Своих воспитанников артисты пристраивают сами, пытаются отдать зоопаркам. Или в частные руки - у состоятельных россиян новая мода - частные зверинцы в загородных усадьбах. Соединить общественное и коммерческое недавно попробовали в Сочи. Там зверей поселили на территории пансионата. Публика довольна. Хозяева тоже. И только звери, уверены специалисты, до сих пор грустят. Тоска по манежу и аплодисментам у бывших цирковых - на всю жизнь. Вот и тигрица Маруся, после недолгих уговоров согласилась вспомнить кое-что из артистического прошлого…