Впервые в России открылась выставка, на которой только подделки
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Фальшивые копии известных полотен. Такой показ никто, конечно, сначала не планировал. Коллекционер Игорь Возяков честно хотел поделиться с соотечественниками настоящим искусством. Но повторная экспертиза показала, что большинство его картин, купленных за миллионы, — пустышки. Так почему их решили выставить? И почему только сейчас забраковали?
Репортаж корреспондента Пятого канала Алексея Лазуренко.
Айвазовский, Рерих, Кустодиев. В принципе, этих имен уже достаточно, чтобы организовать в столице вполне успешную выставку из частных коллекций. Но, теперь точно можно говорить: чтобы экспозиция действительно прогремела, нужно рядом с тем же Коровиным, повесить такое заключение экспертов. В нем говорится, что «свечение красочного слоя в ультрафиолетовых лучах не характерно для эталонных работ художника».
Начиналась выставка «Шедевры подделок», впрочем, куда прозаичнее. Коллекционер решил проверить свои 14 шедевров конца 19 века. Сейчас Игорь Возяков вспоминает: волнения не было. Покупал картины в середине 90х, в авторитетном ломбарде. Да и подстраховался порядком.
Эксперты оказались непреклонны. Семиградский так не ошибался в анатомии, Лагорио пользовался совсем иными цветами, а Коровин ничего не слышал о титановых белилах (их изобрели веком позже). Коллекционеру, может и не было бы так обидно, если бы картины ему не продали с письменными гарантиями подлинности. Но самое удивительное в том, что, например, боголюбовский «Парусник у причала» не признали те же эксперты, что 8 лет назад давали заключение: «Это не подделка!» Почему специалисты передумали, вопрос, на который теперь отвечают по-разному. Кто-то говорит о человеческой ошибке, кто-то — о шагнувшей вперед технологии.
Удивительного в произошедшем нет, говорят специалисты. Закон рынка — спрос рождает предложение — работает и в искусстве. Поэтому сейчас картин того же Айвазовского в продаже столько, сколько художник не написал бы за несколько жизней. Просто раньше об обнаруженных подделках коллекционеры предпочитали молчать. А теперь искусствоведы решили, что творчество неизвестных авторов, скрывающихся за громкими именами, достойно внимания. Хотя бы потому, что 8 из 9 высококачественных копий — руки отечественных художников.
Теперь, уверены кураторы выставки, коллекционеры займутся проверкой своих сокровищ. А владелец подделок, потерявший после экспертизы почти 10 миллионов долларов, чтобы не разочароваться в экспертах окончательно, решил пользоваться методом своего коллеги.