Российские фильмы хотят загнать в кинотеатры силой, а точнее – квотами. Кинодеятели радуются, а что скажет зритель

65 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Министерство экономического развития внезапно озаботилось судьбой отечественного кино. Дескать, мало в наших кинотеатрах российских фильмов - потому и смотрит зритель только импортное, делает кассу голливудским воротилам. И, чтобы хоть как-то подправить ситуацию, предлагают ввести квоты.

То есть - установить минимальное количество кинолент нашего производства в прокате, меньше которого - нельзя. Продюсеры радостно потирают руки, именитые режиссеры негодуют, а кинокритии - как обычно - критикуют. Корреспондент Пятого канала Алексей Лазуренко посмотрел на всё это с позиции простого зрителя.

Голивудские love-story, переложения английской классики и чудеса из неведомых стран, рожденных в головах талантливых фантастов. Вот почти и весь кинорепертуар этой недели. Отечественные фильмы в нем, конечно, тоже есть, но битвы за зрителя они явно не выдерживают. Эту несправедливость и решили исправить российские чиновники. В переписке Минэкономразвития и Минкульта снова зазвучало слово "квоты". Экономисты предлагают установить минимальную долю показа произведений о реалиях российской жизни. Если из всего экранного времени прокатчики выделят этим картинам хотя бы четверть, то отечественный продукт не будет чувствовать себя ущемленным, считают они. В качестве примера приводят мировую практику. Французские кинотеатры оставляют родным картинам 43% экранов, итальянские - чуть больше 20. Но у российских режиссеров есть еще и гордость.

Владимир Бортко, режиссер, народный артист России: «Смешно сказать для страны, чтобы собственные фильмы занимали квоту. Квоту должны занимать они. Мы не должны занимать квоту, мы должны быть главные здесь».

Создатель "Собачьего сердца" и "Тараса Бульбы" (имевшего, кстати, прокатный успех) уже давно не знает таких проблем. Он просто ушел в телепроизводство.

Но Владимир Бортко уверен: сначала нужно создать то, что можно было бы противопоставить Голливуду.

- Над этим нужно денно и нощно работать. Потому, что на определенное количество фильмов, талантливых будет 10 процентов, а гениальный будет один. Но важно количество фильмов. Их должно быть много. Тогда будет результат.  

Авторы квотирования большого кино факт этот признают. Российские режиссеры пока вряд ли смогут противопоставить что-то мегаблокбастерам, собирающим кассы по всему миру. Кинокритики так и вовсе не стесняются в выражениях.

Александр Шпагин, кинокритик, историк кино: «Большинство продюсеров приходят для того, чтобы быстро срубить бабла. И это очень легко. И наша киноиндустрия уже давно превращается в некий Болливуд индийского типа и где давно штамп погоняет штампом и произошел договор между зрителем, продюсером и режиссером по созданию неких таких одноразовых презервативов».

Сборы российских фильмов от выходного к выходному падают медленнее, настаивают чиновники. Но собирают они все равно меньше, парируют владельцы кинотеатров. Из более, чем миллиарда долларов, что оставил зритель в кассах кинотеатра в прошлом году, на российское кино пришлось почти 200 миллионов. А значит ничего, кроме падения доходов, квотирование пока ни к чему не приведет.

Андрей Терешок, генеральный директор сети кинотеатров: «Опыт французов показывает, что это очень сложная система. Она не просто ограничивает доступ иностранных фильмов на отечественные экраны, она стимулирует кинотеатры, французское кино за пределами Франции. Это большая, серьезная работа. С такой работой можно согласиться».

О том, как заставить американское кино уступить российскому на родных для него экранах, говорят уже не в первый раз. Поэтому и прокатчики уже давно думают о том, как не пустить на "премьерные показы" заведомо не кассовый фильм.

Благо, есть советский опыт. Партия и правительство когда-то обязывали кинотеатры крутить вместо мелодрам и комедий идеологически выверенных лауреатов Ленинских премий.

Александр Шпагин, кинокритик, историк кино: «Что делали прокатчики? Они вынуждены были выполнять веления партии. Но они показывали в 10, 9 утра, а вечером пускали американское кино, в основном».

Конечно, письмо это еще не закон. Да и в Минэкономразвития готово спорить о проценте квоты. Признавая, правда, что могло бы быть и еще жестче. В Индии и Китае, например, кинорынок регулируют запретами. Красивую жизнь Голливуда там почти не видят.